Автомобили в Вооруженных Силах так же, как и другую автотракторную технику (тягачи, транспортеры и т. Д.)> под-разделяют на следующие группы: боевые, строевые, учебные (учебно-боевые) и транспортные (вспомогательные). К боевым машинам относятся: автомобили с установлен-ным на них вооружением (артиллерийские, минометные, пуле-метные установки и др.); автомобили, предназначенные для бук¬сировки артиллерийских систем и специальных прицепов, на ко¬торых установлена боевая техника; автомобили с установленной на них боевой техникой (прожекторные станции, радиостанции)* К учебно-боевым машинам относятся боевые авто¬мобили, служащие для отработки задач по боевой подготовке и совершенствованию водителей по практическому вождению ав¬томобилей. К строевым машинам относятся автомобили, предназ-наченные для перевозки личного состава, различного вооруже-ния с положенными расчетами, а также для перевозки табель-ного имущества; специальные автомобили, служащие для обес¬печения управления,
... Читать дальше »
При ежедневном техническом обслуживании следует прове¬рить действие подъемного механизма и убедиться путем внеш¬него осмотра в герметичности соединений. При первом техническом обслуживании необходимо прове¬рить состояние надрамника самосвала, шарнирных соединений платформы и рычажного механизма; крепление и герметичность насоса, состояние карданной передачи; проверить прочность и герметичность соединения коробки отбора мощности с коробкой передач, действие рычагов управления коробкой отбора мощнос¬ти; проверить герметичность цилиндра подъемного механизма; смазать солидолом шарнирные опоры платформы и подъемного механизма, сочленения тяг управления, промежуточные опоры карданной передачи. При втором техническом обслуживании дополнительно к ра¬ботам ТО-1 нужно подтянуть крепления насоса, промежуточной опоры карданной передачи к нему, рычагов управления, всех опор и шарнирных соединений платформы, надрамника и подъ¬емного механизма; проверить уровень масла в цилиндрах подъ¬емного ме
... Читать дальше »
Гидравлический подъемный механизм самосвала предназначен для механической разгрузки сыпучих или вязких грузов из кузова автомобиля. Подъемный механизм самосвала состоит из мас-ляного насоса с краном управления, гидравлического цилиндра, рычажной системы и рычагов управления. Крутящий момент масляному насосу передается при помощи карданной передачи от коробки отбора мощности. В насосе имеется нагнетательный клапан и кран управле¬ния. Кран соединен с рычагом управления, находящимся в ка¬бине. Масляный насос шестеренчатого типа создает необходимое давление масла в гидравлическом ци¬линдре. Цилиндр, в котором имеется шток с поршнем, ус¬танавливают шар- нирно на надрамни- ке, закрепляемом на укороченной раме автомобиля. Когда кузов опущен, масло находит¬ся в полости за поршнем. Для подъ¬ема кузова масля¬ный насос перекачи¬вает масло в полость перед поршнем. Давление масла на поршень застав¬ляет его перемеща¬ться; при этом шток поршня действует на рычажный меха¬низм, кот
... Читать дальше »
На автомобилях-тягачах устанавливают седельно-сцепное устройство, обеспечивающее сцепку и расцепку полуприцепа. Седельно-сцепное устройство состоит из баланси¬ра и седла с опорной плитой и замочным механизмом. Седло с опорной плитой установлено на шарнирно-продольной и попереч¬ной осях в кронштейне балансира, который крепится болтами к опорной плите, находящейся на раме. Поперечные качания седла ограничиваются упорами — регулировочными ограничите¬лями бокового наклона. На.-опорной плите имеется замок, состоящий из двух захва¬тов под шкворень полуприцепа. При сцепке захваты раздвигаются шкворнем полуприцепа и запорный кулак при помощи стопора запирает захваты. Чтобы отсоединить полуприцеп, не¬обходимо рычагом отвести назад стопор.
Для буксировки прицепов на автомобиле устанавливают букс'ирный прибор на задней поперечине рамы. В этом месте рама усиливается угольниками. Буксирный прибор имеет стальной крюк, стержень которого пропущен через две втулки, установленные в отверстиях попе-речин. На стержне крюка между фланцами втулок имеется ре-зиновый буфер или жесткая спиральная пружина, а на конец стержня навернута гайка. При такой установке буфер (пружина) смягчает удары в обоих направлениях. Крюк имеет откид¬ную защелку, которая удерживается в открытом или в закрытом положении стопорной собачкой, установленной на оси между щеками скобы и снабженной пружиной. При закрытой защелке собачка под действием пружины входит в специальное углуб-ление крюка. Чекой, пропущенной через отверстие защелки и собачки, последняя надежно удерживается в углублении защел-ки, запирая тем самым петлю дышла прицепа в крюке. При техническом обслуживании проверяют надежность креп¬ления прибора к раме, исправность действия замочного уст
... Читать дальше »
Техническое обслуживание лебедки заключается в система¬тической проверке и подтягивании всех креплений, в смазке под¬шипников и смене смазки в картере редуктора согласно таблице смазки. При ежедневном техническом обслуживании производится очистка и мойка лебедки, проверка ее состояния, а также при¬вода. При первом техническом обслуживании нужно проверить герметичность соединений лебедки, коробки отбора мощности, смазать шарнирные соединения привода, подшипники барабана и вала лебедки и долить масло в картер редуктора. При втором техническом обслуживании следует проверить крепление всех деталей лебедки и привода; смазать солидолом через пресс-масленки шарнирные опоры, сочленения тяг управ-ления и другие соединения. При появлении шума и скрежета в механизмах лебедки, а также в случае сильного нагрева масла при кратковременном пользовании лебедкой надо проверить и при необходимости от-регулировать осевой люфт валов червяка и барабана и зацепле¬ние червячной пары. Работу леб
... Читать дальше »
Лебедка, устанавливаемая на грузовых автомобилях повы-шенной проходимости, используется для подтаскивания к авто¬мобилю тяжелых грузов, вытаскивания застрявшего автомобиля, самовытаскивания автомобиля. Автомобиль ГАЗ-66 снабжен лебедкой с тяговым усилием 2200 кг, автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 —с тяговым усилием до 4500—5000 кг. Лебедку на этих автомобилях устанавливают перед радиатором на специальных кронштейнах — удлините-лях лонжеронов. Рабочая длина троса лебедок автомобилей ГАЗ-66 — 50 м, а лебедок автомобиля ЗИЛ-151—75 м. В комплект лебедки автомобиля входят коробка отбора мощности, карданный вал, лебедка, блок (полиспаст) и рычаги управления лебедкой. Коробка отбора мощности предназначена для привода лебедки и крепится к люку картера коробки передач с правой стороны по ходу автомобиля. В картере установлены главный вал и две неподвижные оси с ведущим блоком шестерен и промежуточной шестерней. Передачи включают передвижением шестерен включения по шлицам главного вала с
... Читать дальше »
Для отопления кабины используют горячую воду, поступающую в радиатор отопителя кабины из системы охлаждения двигателя. Подачу горячей воды на зимний период включают краном на головке цилиндров двигателя. Воздух для отопления кабины поступает снаружи через люк, закрываемый крышкой. При движении автомобиля воздух через открытый люк проходит в отопитель, омывает нагретый радиатор и теплым поступает в кабину, создавая небольшое избыточное давление, предотвращающее поступление холодного воздуха через неплотности кабины. Для усиления циркуляции воздуха и подачи его в обогреватель ветрового стекла имеется вентилятор с приводом от электро¬двигателя. При пуске холодного двигателя зимой рекомендуется до за-ливки воды в систему охлаждения краник на впускной трубе закрывать. Краник открывают только после прогрева двигателя. Во время слива воды из системы охлаждения краник ото-пителя следует держать открытым, иначе вода из радиатора отопителя не стечет. После слива воды краник ото
... Читать дальше »
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ Для автоматической очистки стекла кабины, расположенного перед водителем, применяют стеклоочистители. Стеклоочи¬ститель состоит из щеток и привода. Привод может быть ваку¬умным, электрическим, пневматическим или механическим. На автомобиле ГАЗ-51А первых выпусков установлен стек¬лоочиститель с вакуумным приводом, а на автомобиле ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — с электрическим. Вращение якоря электродвигателя через карданный валик передается червяку редуктора, который вращает червячную шестерню. С осью червячной шестерни свя¬зана рычажная система, приводящая в действие щетки. Щетки ветрового стекла автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 приводятся, в действие от пневматического двигателя. Двигатель имеет золот¬никовый механизм распределения. Сжатый воздух к пневмати¬ческому двигателю поступает по трубопроводу от пневматиче¬ской системы привода тормозов.
Для очистки стекла, кроме стеклоочистителей, на автомобилях ГАЭ-53А, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130 установлены приспособления для обмыва. Пр
... Читать дальше »
Кузов грузового автомобиля предназначен для перевозки различных грузов, а при соответствующем оборудовании и лич-ного состава. К кузову относится как грузовая платформа, так и кабина, капот, облицовка, крылья, брызговики. Платформы армейских грузовиков имеют дерево-металли-ческую конструкцию и снабжаются тентами. Борта платформы соединены с полом петлями и закрепляются при движении зам-ками (запорами) с поворотными рычагами. Болтами и стремянками платформа в сборе с продольными брусьями крепится к лонжеронам рамы. Кабина предназначена для размещения водителя и одного- двух пассажиров. В кабине располагаются органы управления и приборы, контролирующие работу автомобиля. Кабины автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-131 цельнометаллические, закрытые. Крепится к раме кабина через резиновые подушки. Двери 'навешены на двух петлях и удерживаются в закрытом положе-нии замками. Двери имеют опускные и поворотные стекла. Поворотное втекло двери позволяет осуществлять вентиляцию каби
... Читать дальше »