При полной нагрузке шток привода экономайзера под дав-лением рычага, укрепленного на оси дроссельной заслонки, опу-скается вниз и открывает клапан экономайзера. При этом топли¬во дополнительно начнет поступать через жиклер экономайзера в распылитель вспомогательного жиклера, обогащая горючую смесь. В это время двигатель будет развивать Максимальную мощность. При резком открытии дроссельной заслонки поршень уско-рительного насоса быстро опускается вниз и давит на находя¬щееся под ним топливо; Давлением топлива закрывается обрат¬ный клапан, открывается нагнетательный клапан и топливо впрыскивается в смесительную камеру через распылитель уско-рительного насоса, обогащая горючую смесь. При увеличении числа оборотов сверх установленной вели-чины вступает в действие пневматический ограничитель макси-мального числа оборотов коленчатого вала двигателя (рис. 36). Ограничитель конструктивно объединен с дроссельной заслон¬кой, которая имеет специальную конструкцию с наклонной по-верхностью
... Читать дальше »
КАРБЮРАТОРЫ Процесс превращения жидкого топлива в пары и смешивания с воздухом называется карбюрацией, а прибор, в котором совершается этот процесс — карбюратором. Простеший карбюратор состоит из поплавковой9 и смесительной камер. В поплавковой камере помещается ^лунный подлавок /, укрепленной шарнирно на оси и игольчатый клапан . В смесительной камере расположен диффу-
зор 7, жиклер 4 с распылителем 5 и дроссельная заслонка 6. Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отвер-стием, рассчитанным на определенную пропускную способность топлива. При работе двигателя, когда поршень движется вниз и впускной клапан открыт, в цилиндре, впускном трубопроводе и смесительной камере карбюратора создается разрежение, под действием которого из распылителя вытекает бензин со скоростью от 2 до 6 м/с. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в суженной части диффузора достигает 50—150 м/с. Вследствие большой скорости воздуха от его уд
... Читать дальше »
Горючая смесь представляет собой смесь паров бензина с воздухом. Горючая смесь, попадая в цилиндры, смешивается с остаточными отработавшими газами и образует рабочую смесь. Нормальная горючая смесь состоит из 1 кг бензина и 15 кг (или 12 м3) воздуха. Это количество воздуха теоретически не¬обходимо для полного сгорания 1 кг топлива. Обедненная горючая смесь содержит на 1 кг бензина от 15 до 17 кг воздуха. Бедная горючая смесь имеет в своем составе свыше 17 кг воздуха на 1 кг бензина. Обогащенная горючая смесь содержит от 13 до 15 кг возду¬ха на 1 кг бензина. Богатая горючая смесь на 1 кг бензина содержит менее 13 кг воздуха. Для нормальной работы двигателя при различных нагруз¬ках и числах оборотов необходимо иметь соответствующий со¬став горючей смеси. При пуске холодного двигателя горючая смесь, приготавли¬ваемая в карбюраторе, должна быть богатой, так как к момен¬ту воспламенения часть паров бензина сконденсируется, осаж¬даясь на холодных стенках впускного трубоп
... Читать дальше »
СИСТЕМА ПИТАНИЯ Система питания служит для хранения запаса, подачи и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления горючей смеси нужного состава и отвода наружу продуктов сгорания, ТОПЛИВО ДЛЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ Для карбюраторных двигателей применяют различные мар¬ки'бензина. Согласно ГОСТу 2084—67 выпускают следующие марки автомобильных бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93. В маркировке бензинов буква А означает, что бензин авто« мобильный, буква И показывает, что октановое число опреде< л єно не моторным, а исследовательским методом, число после букв — октановое число бензина. Основные данные бензинов приведены в табл. 6.
По октановому числу определяют стойкость против дето¬нации. Детонация—это очень быстрое (со скоростью до 3000 м/с) сгорание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, сопровождаю¬щееся звонкими стуками, значительным повышением давления газов, ускоренным износом деталей кривошипнотшатунного ме¬ханизма и обгоранием клапанов. При нормальных усло
... Читать дальше »
Перегрев возникает вследствие недостаточного уровня охлаждающей жидкости, слабого натяжения или обрыва ремня вентилятора, засорения проходов в сердцевине радиатора, боль¬шого отложения накипи в рубашке охлаждения и радиаторе, поломки крыльчатки водяного насоса, отсутствия циркуляции при замерзании жидкости в нижней части радиатора, закрытия жалюзи, неисправности термостата (не открывается клапан, и циркуляция жидкости через радиатор не происходит). Перегрев двигателя определяется по указателю температуры воды и по обильному выходу пара из пароотводной трубки радиатора. Переохлаждение двигателя при йизких температурах может быть вызвано неисправностью термостата (не закрывается кла¬пан), отсутствием утеплительного чехла, открытыми жалюзи радиатора. Подтекание масла обнаруживают внешним осмотром и устраняют подтягиванием соединений, сменой прокладок и сальников. Загрязнение фильтра грубой очистки определяют путем по¬ворачивания его рукоятки. Если фильтр загрязнен, рукоятка по
... Читать дальше »
Основными неисправностями двигателя являются стуки, подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение, подтекание и понижение давления масла, потеря мощности. Стуки в двигателе определяются специальным прибором —- стетоскопом. По характеру стуков и шумов определяют неисп¬равность. Сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, хорошо слышимый при резком изменении числа оборотов коленчатого вала, свидетельствует об износе коренных подшип¬ников. Стук шатунных подшипников несколько меньшей силы, чем коренных, и прослушивается через стенку блока цилиндров в зонах, соответствующих верхнему и нижнему положению кри¬вошипов коленчатого вала. Стук поршневого пальца прослуши¬вается в верхней половине цилиндра и через головку блока. Сильные металлические стуки, хорошо слышимые на всех режимах работы двигателя, указывают на выплавление вклады¬шей коренных или шатунных подшипников. Частые стуки, сливающиеся в общий шум, определяют из¬нос зубьев распределительных шесте
... Читать дальше »
Величину прогиба ремня привода генератора регулируют, смещая последний при ослабленной гайке 2 крепления генера¬тора к планке 3. Натяжение ремня привода компрессора регу¬лируют шкивом компрессора. Для этого ослабляют три болта крепления внутренней 12 и наружной 11 щек шкива к ступице 13 и повертывают наружный обод налево, а внутренний направо, а затем, поворачивая оба обода шкива вместе, подводят в сто¬рону вентилятора один болт так, чтобы ремень вышел из ручья шкива, после чего болт завертывают до отказа и скрепляют щеки шкива. То же самое проделывают с остальными двумя болтами, закрепив их до отказа. После указанной регулировки уменьшается ширина ручья шкива и ремень, выдавливаясь из него, поднимается выше. На двигателе ЗМЗ-53 натяжение ремня осуществляется специальным натяжным роликом. Следует проверить действие клапанов пробки радиатора и исправность прокладки. При нажатии пальцем на клапаны последние должны перемещаться без заеданий, прокладка не должна иметь разрывов. Ну
... Читать дальше »
Масло заменяют при очередном техническом обслуживании через 5000—6000 км пробега на прогретом двигателе (после работы автомобиля), так как в этом случае масло легче выте¬кает и лучше удаляются механические примеси из картера. За¬менять масло нужно в следующем порядке: — подставить под спускную пробку картера посуду; — вывернуть спускную пробку поддона картера и слить отработавшее масло; — вывернуть спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки и выпустить осадки, вынуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, промыть его в керосине путем поворачивания за рукоятку, очистить внутри корпус фильтра кистью, смоченной керосином, и установить фильтрующий эле¬мент на место; снять крышку фильтра тонкой очистки, удалить фильт- рующий элемент, очистить изнутри корпус, установить новый фильтрующий элемент и привернуть крышку; — завернуть спускную пробку поддона картера, залить в картер 2—3 л маловязкого масла (веретенного или масла, применяемого для двигателя, нагр
... Читать дальше »
При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) нужно очистить двигатель от загрязнений ветошью, смоченной кероси¬ном, проверить состояние двигателя внешним осмотром и про¬слушиванием при работе кривошипно-шатунного и газораспре¬делительного механизмов на предмет обнаружения шума и стуков. Проверить герметичность соединений и устранить подтека¬ние жидкости из системы охлаждения. Долить жидкость в ра¬диатор. В холодное время года по окончании работы слить воду, для чего снимают пробку наливной горловины радиатора и открывают все спускные краники (перед пуском холодного двигателя необходимо заливать в систему охлаждения горячую воду и закрывать радиатор утеплительным чехлом). Повернуть несколько раз рукоятку фильтра грубой очистки масла, проверить уровень и отсутствие подтеканий масла. При первом техническом обслуживании (ТО-1) проверить герметичность соединений головки цилиндров с блоком, поддо¬на с верхней частью картера и надежность крепления двигателя на опорах. В случае надобн
... Читать дальше »
Забор масла из картера осуществляется через плавающий маслоцриемник (ГАЗ-51) или через неподвижный маслоприем- ник (ЗИЛ-164А, ЭЭДЗ-53, ЗИЛЛЗО). Масляный насос (рис. 22, а) двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А шестеренчатого типа состоит из корпуса, в котором помещены две шестерни: ведомая, установленная свободно на оси, и веду¬щая, закрепленная шпонкой на конце вала насоса. На другом конце вала, на шпильке, закрепляется приводная шестерня, за¬цепляющаяся с винтовой шестерней распределительного вала. Снизу корпус насоса закрывают крышкой, в которой помещен редукционный клалан. При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса к выходному отверстию . При повышении давления масла в магистрали более 4 кг/см2 отжимается редукционный клапан и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса обратно во вса¬сывающую полость, чем и предупреждается даль¬нейшее повышение дав¬ления (рис. 22, в). На двигателях ЗЛ13-53 и ЗИЛ-130 устанавливается ше
... Читать дальше »