КАРБЮРАТОРЫ Процесс превращения жидкого топлива в пары и смешивания с воздухом называется карбюрацией, а прибор, в котором совершается этот процесс — карбюратором. Простеший карбюратор состоит из поплавковой9 и смесительной камер. В поплавковой камере помещается ^лунный подлавок /, укрепленной шарнирно на оси и игольчатый клапан . В смесительной камере расположен диффу-
зор 7, жиклер 4 с распылителем 5 и дроссельная заслонка 6. Жиклер представляет собой пробку с калиброванным отвер-стием, рассчитанным на определенную пропускную способность топлива. При работе двигателя, когда поршень движется вниз и впускной клапан открыт, в цилиндре, впускном трубопроводе и смесительной камере карбюратора создается разрежение, под действием которого из распылителя вытекает бензин со скоростью от 2 до 6 м/с. Одновременно через смесительную камеру проходит поток воздуха, скорость которого в суженной части диффузора достигает 50—150 м/с. Вследствие большой скорости воздуха от его ударов ка-пельки бензина постепенно размельчаются, превращаются в пары и, смешиваясь с воздухом, образуют горючую смесь. Та-кой способ образования горючей смеси называется п у л ь в е - ризационным. По мере расхода бензина поплавок опу-скается, игольчатый клапан открывает отверстие и бензин начнет снова наполнять поплавковую камеру. Таким образом будет поддерживаться постоянный уровень бензина в поплавко¬вой камере и в распылителе, в котором он при неработающем двигателе должен быть на 1—1,5 мм ниже верхнего края. По мере открытия дроссельной заслонки число оборотов двигателя увеличивается, скорость воздуха, проходящего через диффузор, возрастает, и над распылителем увеличивается раз¬режение. Под действием большого разрежения истечение бен¬зина из распылителя и поступление воздуха через диффузор увеличиваются, но неодинаково; количество проходящего через жиклер и затем вытекающего из распылителя бензина возра¬стает быстрее. Следовательно, соотношение паров бензина и воздуха в го¬рючей смеси изменится в сторону обогащения, т. е. простейший карбюратор с одним жиклером не может обеспечить необходи¬мый состав горючей смеси на различных режимах работы дви¬гателя. Поэтому на двигателях устанавливают более сложные карбюраторы, в которых обеспечение нужного состава горючей смеси на всех режимах достигается за счет следующих систем и устройств: главной дозирующей системы, системы пуска, системы холостого хода, экономайзера и ускорительного насоса. Главная дозирующая система обеспечивает компенсацию смеси, т. е. препятствует ее обогащению и способствует приго¬товлению постоянного состава обедненной экономичной горю¬чей смеси. Компенсация смеси осуществляется различными способами. В карбюраторах отечественных автомобилей применяют два способа компенсации: изменением разрежения в диффузоре (карбюратор автомобиля ГАЗ-51А) и пневматическим торможе¬нием топлива (карбюраторы автомобилей ГАЗ-бЗА, ЗИЛ-164А иЗИЛ-130). Главная дозирующая система с изменением разрежения в диффузоре состоит из главного 6 и дополнительного 5 жиклеров с распылителями и тройного диффузора. В большом диффузо¬ре 11 сделаны окна 12, закрываемые упругими пластинами 8 в (рис. 31,6). При небольшом открытии дроссельной заслонки наиболь¬шая скорость проходящего воздуха и разрежение создаются в малом диффузоре, где расположен распылитель главного жик¬лера, а в горловине большого диффузора, где расположен рас¬пылитель дополнительного жиклера, разрежение будет значи¬тельно меньше. Вследствие этого основное количество топлива для образования горючей смеси будет подаваться из распылите¬ля главного жиклера и лишь сравнительно небольшое количе¬ство — из распылителя дополнительного жиклера. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки под дей¬ствием потока воздуха упругие пластины большого диффузора расходятся, и основной поток воздуха устремляется между сред¬ним и большим диффузорами, вызывая увеличение истечения топлива из распылителя дополнительного жиклера. Одновремен-: но подача топлива из распылителя главного жиклера (по отно¬шению к увеличивающемуся потоку воздуха) снижается, чем и обеспечивается примерно постоянный состав обедненной экономичной горючей смеси.