Карданная передача позволяет передавать вращение (кру-тящий момент) от коробки передач к главной передаче под переменным углом, что достигается за счет применения шар-ниров. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач главной передаче. Взаимное расположение валов этих механизмов и расстояние между ними во время движения авто-мобиля постоянно меняются. Коробка передач неподвижно при¬креплена к двигателю, установленному на раме, ведущий же мост автомобиля присоединен к раме не жестко, а на рессорах, которые, пружиня, допускают изменение расстояния между мос-том и рамой. Передача крутящего момента в таких условиях возможна лишь при наличии в механизме универсальных шар-ниров. Карданная передача состоит из'шарниров (карданов), ва¬лов и промежуточных опор. На автомобилях ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, ГАЗ-бЗА и ЗИЛ-130 (рис. 100) ^применяются два карданных вала: промежуточный и главный. Промежуточный вал позволяет сделать главный вал более коротким и жестким и уменьшить его вибрацию. Проме-жуточный вал, передний конец которого соединен с ведомым валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, со-стоящей из корпуса, прикрепленного к раме, и шарикового под¬шипника, заключенного в резиновое амортизационное кольцо. Главный карданный вал — двухшарнирный; с помощью перед¬него шарнира он соединен с промежуточным валом, а с помощью заднего — с валом ведущей шестерни главной передачи. В вилках кардана устанавливают стальные стаканы с иголь-чатыми подшипниками и закрепляют их стопорными кольцами или пластинками с болтами. Вилки соединены между собой крестовиной, шипы которой входят в игольчатые подшипники вилок. Внутри крестовины просверлены каналы, по которым масло проходит к подшипникам. Вытеканию масла из подшип-ников препятствуют сальники. Наличие у крестовины двух пар шипов со взаимно перпендикулярными осями позволяет кардану передавать крутящий момент от одного вала другому под раз¬личными углами. Карданный вал делают стальным, трубчатым. Так как при изменении наклона вала одновременно меняется и его длина, то один из карданов имеет скользящее соединение, Шлицевой вал вилки этого кардана входит во внутренние шлицы полого промежуточного вала. Кардан со шлицевым соединением назы¬вается универсальным. Шлицы и промежуточную опору смазывают консистентной смазкой через пресс-масленки, а игольчатые подшипники кар-данов— трансмиссионным маслом через пресс-масленки. У автомобилей с несколькими ведущими мостами крутящий момент от коробки передач передается к раздаточной коробке одним карданным валом, а к ведущим мостам от раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-бЗ и ЗИЛ-131 ведут два карданных вала, у автомобилей ЗИЛ-15І и ЗИЛ-157 —три карданных вала. Расположение карданной передачи у автомобилей с различным числом ведущих мостов показано на рис. 101. Карданный вал среднего моста автомобиля ЗИЛ-131 несет двойную нагрузку, так как передает крутящий момент среднему и заднему веду¬щим мостам. Он делается усиленным.