Главная » 2009 » Ноябрь » 25 » КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-51А и ГАЗ-бЗА
12:40
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-51А и ГАЗ-бЗА
На автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-БЗА устанавливают короб¬ку передач, имеющую четыре передачи переднего хода и задний ход (рис. 93). Картер коробки передач литой, чугунный и кре¬пится на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцеп¬ления. Ведущий вал опирается на шариковый подшипник, установ¬ленный в передней стенке картера, и подшипник, находящийся в гнезде заднего торца коленчатого вала. Ведомый вал вращается на двух подшипниках: роликовом, расположенном в торце ведущего вала, и шариковом, помещен¬ном в задней стенке картера коробки. На шлицах ведомого вала установлены блок скользящих шестерен (каретка) первой и вто¬рой передач и каретка третьей и четвертой передач. На ведомом валу находятся также ведущая шестерня привода спидометра и фланец, к которому крепятся барабан ручного тормоза и вил¬ка промежуточного карданного вала. Блок шестерен промежуточного вала, состоящий из четырех шестерен, вращается на цилиндрических роликовых подшипни-
ках, установленных на неподвижной оси. Блок шестерен заднего хода также вращается на неподвижной оси. Механизм переключения передач состоит из рычага пере¬ключения, ползунов, трех вилок переключения, фиксаторов, зам¬ков и предохранителя включения заднего хода. ! Устройство механизма переключения коробки передач пока¬зано на рис. 94. В крышке помещены фиксаторы, представляющие собой шарики, прижимаемые пружинами к ползунам, на которых сде¬ланы соответствующие выемки. Фиксаторы удерживают ползу¬ны, а с ними вилки и шестерни в нейтральном или включенном положениях. Одновременное движение двух ползунов исключается зам¬ками, которые состоят из стержней, расположенных между каж¬дым крайним и средним ползунами, и штифта, помещенного в отверстии среднего ползуна. На ползунах сделаны небольшие выемки. Когда происходит движение одного из ползунов, стер¬жень выходит из выемки, имеющейся на этом ползуне, и входит в выемку на соседнем, не позволяя сдвинуть его с места. Чтобы предупредить случайное включение заднего хода, устанавливают специальный .предохранитель. На автомобиле ГАЗ-51А и ГАЗ-5ЭА он состоит из стопорной пластины с пружинои, тяги и рычажка привода, расположенного около го¬ловки рычага переключения передач. Для включения заднего хода нужно пальцем отжать кверху рычажок привода и припод¬нять стопорную пластину, что позволит нижнему концу рыча¬га переключения передач войти в паз вилки и включить задний ход. В нейтральном положении вращается ведущий вал и со-единенный с ним при помощи шестерни постоянного зацепле-ния промежуточный вал. "При включении первой передачи крутящий момент от ве-дущего вала через промежуточный вал и его малую шестерню передается большой шестерне ведомого вала. За счет уменьше¬ния скорости увеличивается усилие на ведомом валу. На второй и третьей передачах зацепляются соответствую¬щие шестерни ведомого и промежуточного валов. Отношение* диаметров передающих шестерен или чисел их зубьев (переда¬точное число) уменьшается и соответственно уменьшается уси¬ление на ведомом валу. Четвертая передача — прямая. Она включается перемеще-нием каретки третьей — четвертой передачи до полного зацеп-ления с ведущим валом. Крутящий момент от ведущего вала передается непосредственно ведомому валу, при этом скорости вращения обоих валов одинаковы. При заднем ходе между шес¬тернями первой передачи промежуточного и ведомого валов включен блок шестерен заднего хода.