Главная » 2009 » Ноябрь » 25 » КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130
12:41
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130
На автомобилях ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 установлена коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Ведущий вал коробки установлен на двух шариковых под-шипниках. Передний подшипник находится в гнезде фланца коленчатого вала двигателя, задний — в гнезде передней части картера. Ведомый вал коробки опирается одним концом на ролико-вый подшипник, помещенный в выточке ведущего вала, а другим концом на подшипник, установленный в картере коробки. Промежуточный вал также установлен на двух подшипни-ках: передний — роликовый (ролики подшипника работают по шейке вала), задний — шариковый. Блок шестерен заднего хода вращается на неподвижной оси на двух подшипниках. Шестерни постоянного зацепления и шестерни второй, тре¬тьей и четвертой передач имеют косые зубья, а остальные шес¬терни — первой передачи и заднего хода — прямые зубья. Пятая передача прямая, т. е. при ее включении число обо-ротов ведомого вала коробки равно числу оборотов коленчатого вала двигателя. Вторая и третья, четвертая и пятая передачи включаются при помощи синхронизаторов, обеспечивающих безударное включение шестерен.
При передвижении муфты I синхронизатора конусное коль¬цо 6 перемещается вместе с муфтой и касается конусной поверх-ности шестерни. Сила трения за счет разности скоростей вращения муфты и шестерни заставляет сдвинуться кольцо относительно муфты. Блокирующие поверхности пальцев и отверстий в диске муфты войдут в соприкосновение, и дальнейшее движение муфты пре-кратится. Только после уравнивания скоростей вращения муфты и шестерни, муфта может быть передвинута, и зубья на ступице муфты войдут в зацепление с зубьями шестерни бесшумно. Для того чтобы во время движения автомобиля вперед не включился задний ход, установлен предохранитель, который представляет собой плунжер с пружиной, расположенной непо-средственно в головке вилки включения заднего хода. Поэтому для включения заднего хода необходимо к рычагу переключе¬ния передач приложить большее усилие, чтобы отжать плунжер предохранителя. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 устрое-ны так же, как коробки автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130, но имеют небольшие конструктивные отличия (без ручного тор-моза на коробке, изменена крышка, нет привода спидометра, имеются дополнительные рычаги для управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом).