Масло заменяют при очередном техническом обслуживании через 5000—6000 км пробега на прогретом двигателе (после работы автомобиля), так как в этом случае масло легче выте¬кает и лучше удаляются механические примеси из картера. За¬менять масло нужно в следующем порядке: — подставить под спускную пробку картера посуду; — вывернуть спускную пробку поддона картера и слить отработавшее масло; — вывернуть спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки и выпустить осадки, вынуть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, промыть его в керосине путем поворачивания за рукоятку, очистить внутри корпус фильтра кистью, смоченной керосином, и установить фильтрующий эле¬мент на место; снять крышку фильтра тонкой очистки, удалить фильт- рующий элемент, очистить изнутри корпус, установить новый фильтрующий элемент и привернуть крышку; — завернуть спускную пробку поддона картера, залить в картер 2—3 л маловязкого масла (веретенного или масла, применяемого для двигателя, нагретого до температуры 50— 60° С) и, вывернув свечи, быстро вращать пусковой рукояткой коленчатый вал или пустить двигатель и дать ему поработать на малых оборотах в течение 2—3 мин. После этого спустить промывочное масло и залить в картер свежее масло до нор¬мального уровня. Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки необходимо, отвернув барашковую гайку, снять кожух фильтра, затем, удерживая неподвижно колпак, отвернуть круглую гай¬ку, снять колпак и сетку. Очистить колпак от осадков скребком, промыть его и сетку в бензине. После этого собрать фильтр и опробовать его действие. Для чего пустить двигатель, повы¬сить обороты и выключить зажигание. Ротор исправного фильт¬ра должен продолжать вращаться еще Г—1,5 мин, что опреде¬ляется по его гудению. При втором техническом обслуживании (ТО-2) дополни¬тельно к работам, выполняемым при ТО-1, надо проверить ком¬прессию в цилиндрах при помощи компрессометра. При этом величина компрессии должна быть 7,0—7,8 кг/см2 в двигателях 3м3-53 и ГАЗ-51, 6—6,8 кг/см2 в двигателях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130. Разница в показаниях компрессометра у отдельных цилин¬дров не должна превышать 1 кг/см2. Закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи, водяной насос, лопасти вентилятора. Следует проверить и отрегулировать натяжение ремня вен¬тилятора. Для этого нужно нажать на ремень между шкивами вентилятора и генератора большим пальцем руки, линейкой или штадгенциркулем с усилием 3—4 кг, при этом прогиб должен быть 10—15 мм (рис. 27). Для изменения натяжения ремня на двигателях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А необходимо, отвернув гайку болта крепления кронштейна генератора к распорной планке, перемещать генератор в направлении к двигателю или от него до получения нормального натяжения, затем закрепить гайку болта кронштейна генератора. На двигателе ЗИЛ-130 от шкива коленчатого вала привод¬ными ремнями приводится в действие вентилятор с водяным насосом, генератор, насос гидравлического усилителя рулевого управления и компрессор. Предусмотрено три регулировки приводных ремней. Прогиб ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления регулируют, смещая насос с предваритель¬но ослабленными болтами 10 крепления кронштейна насоса.