При вращении крыльчатки насоса охлаждающаяся жидкость иод действием центробежной силы поступает из нижнего бачка радиатора к центру корпуса насоса и отбрасывается к его вентилятор в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения. Муфта состоит из электромагнита, вращающе¬гося вместе со шкивом привода ступицы водяного насоса, и сту¬пицы вентилятора, соединенной при помощи пластинчатой пружины с якорем электромагнита и свободно вращающейся на двух шариковых подшипниках. Обмотка электромагнита включена в электрическую сеть через тепловое реле, установленное в верхней части радиатора. Когда температура жидкости в радиаторе достигает 88° С, контакты теплового реле замыкаются и ток пойдет в обмотку электромагнита. При этом под действием магнитного поля якорь притягивается к электромагниту, чем обеспечивается вращение ступицы вентилятора. После снижения температуры жидкости в радиаторе до 80° С контакты теплового реле размыкаются, ток в обмотке электромагнита прекращается, якорь отходит в исходное поло-жение, ступица вентилятора вращаться не будет, и вентилятор окажется выключенным. При новом повышении температуры процесс повторяется. Ремень вентилятора натягивается специ- альным натяжным роликом. На автомобиле ГАЗ-бб ремень вен¬тилятора натягивается отклонением генератора. Вентилятор двигателя ЗИЛ-130 шестилопастный, уста-новлен на одном валу с крыльчаткой водяного насоса. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется рем¬нем от у шкива коленчатого вала, охватывающим также шкив насоса гидроусилителя (рис. 17), Ремень натягивается перемещением шкива насоса гидроусилителя. нем, охватываю¬щим шкив водяного насоса, приво¬дится во вращение генератор. От шкива водяного насоса приводится в действие также и компрессор. Термостат устанавливают в верхнем патрубке головки цилин¬дров или в патрубке рубашки впуск¬ного трубопровода (3м3-53 и ЗИЛ-130), он служит для поддер-жания наивыгоднейшего теплового режима двигателя и ускорения про¬грева двигателя при пуске. Термостат (двигатели ГАЗ-51, 3м3-53 и 66, ЗИЛ-164А) состоит из гофрированного латунного ци¬линдра, в котором имеется неболь¬шое количество легко испаряющей¬ся жидкости (70% этилового спирта и 30% воды), корпуса и клапана. Когда температура охлаждающей жидкости в системе ниже 75° С, клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по перепускному каналу, минуя радиатор. При повышении температуры жидкость в гофрированном цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр удлиняется и открывает клапан, позволяя жидкости циркулировать через радиатор. В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термо¬стат с твердым наполнителем (рис. 18), состоящим из смеси перезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне У, закрытом резиновой диафрагмой 5, упирающейся в резиьовый буфер 11. Сверху буфера установлен шток 5, со¬единенный с рычагом 8 клапана 6, который при помощи пру¬жины 9 удерживается в закрытом положении. При этом цир¬куляция жидкости в системе охлаждения будет происходить через рубашку охлаждения компрессора, минуя радиатор. Ког¬да температура охлаждающей жидкости повысится до 70° С, наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер и шток передается на рычаг, который открывает клапан термо¬стата. При этом охлаждающая жидкость начнет циркулировать по большому кругу.