При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, как уже известно, развивается температура до 2500° С, вызывающая сильный дагрев и расширение деталей, отчего может проис¬ходить усиленный износ и даже заедание сопряженных деталей. Для отвода излишнего тепла и поддержания температуры дви- Йтеля в пределах 85—90° шужит система охлаждения. На отечественных автомобилях (кроме автомобиля «Запо-рожец») применяется жидкостная, герметически закрытая си¬стема охлаждения с принудительной циркуляцией при помощи центробежного насоса. УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ В систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока И головки цилиндров, радиатор, патрубки, шланги, водяной на¬сос, термостат, водораспределительная труба (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164), вентилятор, жалюзи, указатель температуры воды с датчиком, спускные краники Система охлаждения работает следующим образом. После пуска двигателя, когда клапан термостата закрыт, охлаждаю¬щая жидкость циркулирует по малому кругу. Центробежный на¬сос нагнетает жидкость в водораспределительную трубу, распо-ложенною вдоль головки или блока цилиндров (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А) или через раструбы в рубашку блока левой и правой групп цилиндров (двигатели 3м3-53 и 66, ЗИЛ-130 и 131), затем жидкость поступает через рубашки ци¬линдров и головки, омывая термостат, и по перепускной трубке проходит обратно к насосу минуя радиатор. По до¬стижении температуры жидкости 75—80° С клапан термостата открывается и жидкость начнет циркулировать через радиатор по большому кругу, что обеспечивает необходимый отвод тепла. Радиатор состоит из нижнего и верхнего бачков, серд¬цевины, патрубков, горловины с пробкой и пароотводной труб¬ки. Он служит для охлаждения жидкости путем отдачи тепла окружающему воздуху.