Опережением зажигания называется воспламенение рабочей смеси до момента достижения поршнем верхней мертвой точки. Сгорание рабочей смеси в цилиндре происходит очень быстро — в течение 1/500—1/1000 с. Однако е увеличением чис¬ла оборотов коленчатого вала скорость движения поршня силь¬но возрастает, а скорость сгорания рабочей емеси данного со¬става остается прчти неизменной и за время горения смеси поршень успеет отойти от в.м.т. вниз на большую величину. В этом случае сгорание рабочей смеси, воспламеняемой при таком же положении поршня относительно в.м.т., как и при более низких оборотах, произойдет в большем объеме, давле-ние газов на поршень уменьшится и двигатель не будет разви-вать полной мощности. Поэтому с увеличением числа оборотов коленчатого вала рабочую смесь нужно воспламенять с опере-жением, т.е. до в.м.т. с таким расчетом, чтобы рабочая смесь полностью сгорела к моменту перехода поршнем в.м.т. (при наименьшем объеме). Следовательно, чем выше обороты колен-чатого вала, тем больше должно быть опережение зажигания. Кроме того, при одном и том же числе оборотов коленчато¬го вала опережение зажигания должно уменьшаться с откры¬тием дроссельной заслонки и увеличиваться при ее закрытии. Это объясняется тем, что при открытии дроссельной заслонки увеличивается количество горючей смеси, поступающей в ци¬линдры, и повышается скорость ее сгорания. При закрытии дроссельной заслонки, наоборот, количество смеси уменьшается и скорость сгорания ее понижается. Опережение зажигания автоматически изменяется в зави-симости от числа оборотов при помощи центробежного регулятора, состоящего из двух грузиков, которые наде¬ваются на оси, укрепленные на площадке приводного валика, и стягиваютсядвумя пружинами. На грузиках имеются штифты, которые входят в прорези пластины кулачка прерывателя (рис. 69, а). При повышении оборотов коленчатого вала грузики под действием центробежной силы расходятся в стороны и повора-чивают пластину с кулачком в сторону его вращения на неко-торый угол, чем и обеспечивается более раннее размыкание кон-тактов прерывателя, т. е. опережение зажигания увеличивается. В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки опе-режение зажигания изменяется также автоматически при по-мощи вакуумного регулятора опережения зажигания, полость которого с одной стороны диафрагмы сообщена с атмосферой, с другой стороны, при помощи трубки, с .задроссельным про-странством карбюратора (рис. 69, б), В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки изменяется величина разрежения в корпусе вакуумного автомата. При закрытии заслонки разрежение усиливается, диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, прогибается наружу и через тягу повертывает подвижный диск в сторону но
увеличения опережения зажигания; при открытии заслонки раз¬режение уменьшается, пружина выгибает диафрагму в проти¬воположную сторону, и она повертывает диск прерывателя в сторону уменьшения опережения. Кроме автоматического опережения зажигания, имеется ручное, осуществляемое в зависимости от сорта топлива, при помощи октан-корректора. Он состоит из нижней пластины, привернутой винтом к блоку, верхней пластины, за¬крепленной на корпусе прерывателя-распределителя, и подвижной пластины, которая может перемещаться регулировочными I гайками вместе с верхней пластиной и корпусом прерывателя- ! распределителя. Для увеличения опережения зажигания корпусI прерьЦателяраспределителя повертывают навстречу вращению ротора