В двигателе внутреннего сгорания топливо сгорает непосредственно внутри цилиндров двигателя, и тепловая энергия, выде¬ляющаяся при сгорании, преобразуется в механическую работу. По рабочему процессу двигатели разделяются на четы-рехтактные и двухтактные, а по способу приготов¬ления горючей .смеси и ее воспламенения — на карбюра¬торные и дизельные. Совокупность процессов, периодически повторяющихся в определенной последовательности в цилиндре двигателя во время его работы, называется рабочим циклом. Карбюраторные двигатели, устанавливаемые на отечествен¬ных автомобилях, четырехтактные. В четырехтактном двигателе рабочий цикл совершается за четыре такта — впуск, сжатие, рабочий ход (сгорание и расши-рение) и выпуск. Тактом называется процесс, происходящий в цилиндре за один ход поршня. Ходом поршня 5 называется путь, проходимый порш¬нем от одной мертвой точки до другой (рис. 2, а). Мертвыми точками называются крайние верхние и нижние положения поршня. Верхняя мертвая точка сокра¬щенно обозначается в.м.т., нижняя мертвая точка — н.м.т. Рабочий объем цилиндра Vv — это объем, осво¬бождаемый поршнем при движении от в.м.т. до н.м.т. Объем камеры с г о р а н и и я Vc (ее иногда называют также камерой сжатий) — это объем цилиндра над порш¬нем, находящимся в в.м.т. Полный объем цилиндра Уп — это рабочий объем ци¬линдра плюс объем камеры сгорания. Литраж — это рабочий объем всех цилиндров двигателя, выраженный в литрах. Степень сжатия — это отношение полного объема ци¬линдра к объему камеры сгорания. Таким образом, степень сжатия выражается отвлеченным числом, показывающим, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. Индикаторная мощность — это мощность, развиваемая газами, расширяющимися в цилиндрах двигателя (без учета потерь).. Эффективная мощность — это мощность, развивае¬мая на коленчатом валу двигателя. Такая мощность на 10— 15% меньше индикаторной за счет потерь на трение в двига¬теле и приведение в движение его вспомогательных механизмов. Литровой мощностью называется наибольшая эф¬фективная мощность, получаемая с одного литра рабочего объе¬ма (литража) цилиндров двигателя.