В головку поршня двигателя ЗИЛ-130 залита чугунная тавка, в которой проточенаканавка для установки верхнего компрессионного кольца (рис. 6). іг, Поршневые кольца служат для уменьшения утечки ^азов из цилиндра в картер (компрессионные), а также для удаления излишнего масла со стенок цилиндра (маслосъемные). іЩольца изготовляют из серого чугуна (для маслосъемных колец ІЙвногда применяется сталь). На поршне двигателя ГАЗ-51 уста¬навливают два компрессионных и два маслосъемных кольца. ^Верхнее компрессионное кольцо (в двигателе ЗИЛ-130 два верх- 5ЇЙих) хромированное, а остальные — луженые. На поршне дви¬гателя 3м3-53 — два компрессионных и одно маслосъемное г кольцо. На поршнях двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 устанавли-вают по три компрессионных и по одному маслосъемному коль-цу. Маслосъемное кольцо двигателя ЗИЛ-130 состоит из двух Остальных колец и двух расширителей — осевого и радиального. Поршневой палец служит для подвижного соединения поршня с шатуном. Поршневой палец изготовляют пустоте¬лым из стали с поверхностной закалкой токами высокой часто¬ты. Для предупреждения продольного перемещения пальца, что ; могло бы вызвать задиры стенок цилиндра, его закрепляют в бобышках поршня при помощи двух стопорных колец, встав- ляемых в кольцевые вытачки бобышек. Этот способ крепления позволяет поршневому пальцу поворачиваться в головке шатуна - и в бобышках поршня, такой палец называется плавающим. А . Ш а т у н служит для передачи силы давления газов от -" поршня на коленчатый вал при рабочем ходе, а при вспомога¬тельных тактах — от коленчатого вала к поршню. Шатун со¬стоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки, в ко¬торую запрессовывается бронзовая втулка, и нижней-разъемной головки, которая вместе со вкладышами образует шатунный і подшипник. Вкладыши нижней головки стальные, залитые тон-ким слоем антифрикционного (уменьшающего трение) сплава. У двигателей Г АЗ-5 І, ЗИЛ-164А вкладыши залиты баббитом — сплавом, содержащим олово, свинец, медь и сурьму, а у двига-телей ЗМЗ — алюминиевым сплавом. В двигателе ЗИЛ-130 вкладыши шатунных подшипников триметаллические, состоящие из стальной ленты, на которую нанесен медно-никелевый под¬слой, покрытый антифрикционным сплавом СОС-6-6." Г У У-образных двигателей на одной шатунной шейке уста¬навливают два шатуна так, чтобы у правого ряда цилиндров йОмер на шатуне был обращен назад, а левого ряда — вперед, -ЦгЪ. должен совпадать с надписью на поршне «вперед». г^ґ; Коленча ты й вал воспринимает силу давления газов от поршней через шатуны и передает крутящий момент на транс¬миссию автомобиля. Он состоит из коренных и шатунных шеек, противовесов фланца для крепления маховика и носка £ внутренней резьбой для ввертывания храповика