На автомобилях ГАЗ-51 А, ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 применен механиче¬ский привод сцепле¬ния (рис. 89). Пе¬даль сцепления уста¬новлена на крон¬штейне, закреплен¬ном на раме. Тяга привода связывает педаль с рычагом вилки выключения сцепления. Измене¬нием длины тяги ре-гулируется свобод¬ный ход педали.
Свободный ход педали сцепления у автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-бЗА должен быть в пределах 30—45 мм, у автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в пределах 35—50 мм. Сцепление автомобиля ГАЗ-66 (рис. 90) имеет гидравличе-ский привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопрово-дов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцеп-ления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки. Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины за-зора между головками рычагов и муфтой выключения сцепле-ния. Зазор между штоком и днищем поршня-главного цилиндра должен равняться 0,5—1,5 мм. Зазор между упорным подшип-ником выключения сцепления и головками рычагов 12 должен быть 2,5—3 мм. Указанные зазоры регулируются эксцентрико-вым болтом 6 и изменением длины штока рабочего цилиндра 13 привода. Сумме этих двух зазоров соответствует свободный ход педа¬ли сцепления 32—44 мм. Работа гидравлического привода заключается в следующем. При нажатии на педаль сцепления через тягу, рычаг и толка¬тель перемещается поршень главного цилиндра, который вы¬тесняет жидкость в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра через толкатель воздействует на вилку, чем и обеспечивается выключение сцепления.