На автомобилях в качестве дополнительного оборудования устанавливают пусковой подогреватель, обеспечивающий быстрый прогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя при низкой температуре окружающего воздуха. Подогреватель состоит из. котла, топливного бач-ка, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном, электровентилятора, пульта управления, направляющего лотка, воронки и трубопроводов. Котел постоянно соединен с системой охлаждения двигателя. В камеру сгорания котла топливо подается самотеком из топливного бачка. При этом равномер-ность подачи топлива в камеру сгорания достигается с помощью регулятора, состоящего из поплавковой камеры с жиклером и электромагнитного клапана. Когда подогреватель выключен» сердечник регулятора под действием пружины перекрывает вы¬ход топлива из поплавковой камеры. При включенном подогревателе ток поступает в обмотку электромагнита, который оття¬гивает сердечник, и топливо из поплавковой камеры через жик¬лер по топливопроводу поступает в камеру сгорания котла. Одновременно электровентилятором по гибкому шлангу в камеру сгорания нагнетается воздух. Потоком воздуха топливо распыливается и образуется горючая смесь, которая первона¬чально воспламеняется от свечи накаливания, а после ее выклю¬чения горение топлива происходит за счет ранее образовавше¬гося пламени. Состав горючей смеси можно регулировать спе-циальной иглой. Последовательно со свечой накаливания включено дополнительное сопротивление в виде спирали, располо¬женное на пульте управления подогревателем. Свечение спира¬ли указывает на то, что свеча работает. В результате сгорания топлива образуются горячие газы, которые, проходя по жаровой трубе котла, несколько раз ме-няют свое направление и нагревают стенки котла и находящуюся в его рубашке жидкость. Поскольку котел соединен с рубашкой охлаждения двига-теля, нагретая в котле жидкость начнет циркулировать по прин¬ципу термосифона через рубашку охлаждения блока цилиндров, обеспечивая прогрев двигателя. Выходящие из котла горячие газы специальным лотком направляются под картер двигателя й подогревают в нем масло. На пульте управления подогревателем размещены включа-тель свечи, контрольная спираль, кнопочный предохранитель, переключатель электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора. При нажатой до отказа ручке переключателя все выключено. При вытягивании ручки в первое положение вклю-чается электродвигатель вентилятора, а при втором положе¬нии — дополнительно электромагнитный клапан. Порядок пуска двигателя с применением пускового подо-гревателя следующий: — открыть пробку радиатора, закрыть спускной кран котла и сливной кран трубопровода подогревателя; — открыть кран топливного бачка, залить через воронку 2 л воды в котел подогревателя и переместить ручку переклю¬чателя во второе положение на 15—20 с; — поставить ручку переключателя в нулевое положение (нажать до отказа) и включить свечу накаливания; — когда контрольная спираль нагреется до светло-красного каления, произойдет воспламенение топлива в камере сгорания котла (послышится хлопок); — переместить ручку переключателя снова во второе по-ложение и после достижения устойчивой работы подогревателя выключить свечу накаливания; — через 1—2 мин после пуска подогревателя дополнитель¬но залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя; — при появлении пара из наливной горловины радиатора повернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и, если он свободно поворачивается, перевести ручку переключателя в первое положение (на продувку котла) и за-крыть кран топливного бачка; — после прекращения гудения пламени в котле (примерно через 1—1,5 мин) поставить ручку переключателя в нулевое положение и пустить двигатель обычным порядком; — после пуска двигателя залить дополнительно воду в дви¬гатель через наливную воронку подогревателя до полного ее за¬полнения и закрыть пробку воронки; — залить воду в радиатор до полного заполнения системы охлаждения. Емкость систем охлаждения двигателей (без пусковых подогревателей)! ГАЗ-51 — Г5 л, ЗИЛ-164А«21 л, ЗМЗ-53 — 21,5 л и ЗИЛ-130 — 26 л.