Раннее открытие и позднее закрытие впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра горючей смесью. Выпускной клапан открывается в конце такта рабочего хода за 47—57° до н. м. т., что позволяет отработавшим газам начать выходить из цилиндра раньше под собственным избыточным давлением. Выпускной клапан закрывается в начале такта впус¬ка за 13—39° после в.. м. т., что обеспечивает лучшую очистку /цилиндра, так как отработавшие газы в это время будут про¬должать выходить по инерции. К. Угол поворота коленчатого вала, на протяжении которого ]оба клапана в цилиндре открыты, называется перекрытием кла- ранов, величина перекрытия достигает 22—63°. Для равномерной работы многоцилиндрового двигателя ра* ючие ходы (вспышки) и другие такты в разных цилиндрах Должны чередоваться через равный угол поворота коленчатого
ала и в определенной для данного двигателя последователь¬ности. Эта последовательность называется порядком р а - |от ы цилиндров двигателя. Шестицилиндровые рядные двигатели ГАЗ-51 й ЗИЛ-164А имеют порядок работы 1—5—3—6—2—4 (рис. 11). В связи с тем, что кривошипы коленчатого вала шестици- линдрового двигателя расположены под углом 120°, происходит перекрытие тактов на 60°. В восьмицилиндровых У-образных двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 порядок- работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8. Перекрытие одноименных тактов происходит на 90°, так как кривошипы коленчатого вала располагаются под углом 90°. На-пример, если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то через 90° поворота коленчатого вала рабочий ход начнется в пятом цилиндре, а затем последовательно в 4—2—6—3—7 и 8-м цилиндрах (рис. 12). В связк е тем, что одноименные так¬ты в разных цилиндрах чередуются через 90°, за один оборот коленчатого вала происходит четыре рабочих хода, и поэтому восьмицилиндровые двигатели работают более плавно и устой-чиво, нежели шестицилиндровые.