РАМА И ОСИ Рама служит основанием для крепления всех агрегатов и механизмов автомобиля. На грузовом автомобиле установлена лонжеронная рама (рис. 110). Она состоит из двух продольных балок (лонжеро-нов), соединенных несколькими поперечинами. Балки могут рас-
полагаться параллельно друг другу (автомобили (ГАЗ) или сходиться в передней части (автомобили ЗИЛ), чтобы созда¬вать большее пространство для поворота передних колес. Жест-кость рамы повышается соединением поперечин с продольными балками посредством косынок. В задней части рамы закреплен буксирный прибор для при¬цепа, а в передней части — два крюка для буксирования неисп« равного автомобиля или для вытаскивания застрявшего авто¬мобиля. Спереди к лонжеронам рамы автомобиля прикреплен буфер для защиты автомобиля от повреждений. К раме крепят¬ся кронштейны для установки рессор, запасного колеса, крыль¬ев, подножек и других деталей автомобиля. Оси автомобиля. Балка передней оси — кованая, с бобышками на концах для установки поворотных цапф и двумя площадками для крепления рессор. Поворотная цапфа с запрессованными в ее отверстие брон-зовыми втулками поворачивается вокруг шкворня (рис. 111).. Ось опирается на поворотную цапфу через упорный подшипник (подпятник), облегчающий поворот цапфы. На цапфе устанавливают на двух конических подшипниках ступицу, к которой крепится колесо. Степень затяжки подшип-ников должна быть такой, чтобы ступица колеса вращалась свободно, но не имела заметного осевого люфта. Регулировку подшипников производят в следующем по-рядке: — поднимают переднюю ось домкратом так, чтобы колеса отделились от земли; — снимают колпак ступицы, удаляют шплинт гайки, кре-пящей подшипники, или отвертывают контргайку и удаляют за¬мочную шайбу; — поворачивая колесо рукой в направлении, соответствую¬щем движению автомобиля передним ходом, плотно затягива¬ют ключом гайку крепления подшипников, в результате чего ко¬лесо будет туго поворачиваться; — отпускают гайку на 7б оборота (одно отверстие под шплинт) и проверяют легкость вращения колеса, которое после сильного толчка должно сделать несколько оборотов. Если не-обходимо, еще немного отпускают гайку до получения требуе-мого результата; — закрепляют гайку шплинтом или замочной шайбой и контргайкой и ставят на место колпак ступицы. Так же регули-руют затяжку подшипников второго колеса. В отверстиях ушков левой цапфы закреплены верхний и нижний рычаги рулевого привода; правая цапфа имеет такую же конструкцию, как левая, но в ней закреплен только один нижний рычаг рулевого привода. На автомобилях ГАЗ-51А и ГАЭ-53А вдоль оси шкворня про¬сверлен канал для Схмазки, из которого масло подводится й шкворневым втулкам и. упорному подшипнику. Канал соединен с масленкой. В процессе эксплуатации мчасло постепенно выдав¬ливается из масленки и поступает к шкворневым втулкам под небольшим давлением. На автомобилях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 шкворневые втулки смазываются при помощи масленок, ввер¬нутых в каждое ушко поворотной цапфы. Если передний мост ведущий, то передней осью служит балка, образованная картером главной передачи и дифферен-циала, кожухами полуосей и поворотными цапфами.