На автомобиле ГАЗ-бб ремень вентилятора натягивается отклонением генератора. Вентилятор двигателя ЗИЛ-130 шестилопастный, уста-новлен на одном валу с крыльчаткой водяного насоса. Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется рем¬нем от у шкива коленчатого вала, охватывающим также шкив насоса гидроусилителя (рис. 17), Ремень натягивается перемещением шкива насоса гидроусилителя. Отдельным ремнем, охватываю¬щим шкив водяного насоса, приво¬дится во вращение генератор. От шкива водяного насоса приводится в действие также и компрессор. Термостат устанавливают в верхнем патрубке головки цилин¬дров или в патрубке рубашки впуск¬ного трубопровода (3м3-53 и ЗИЛ-130), он служит для поддер¬жания наивыгоднейшего теплового режима двигателя и ускорения про¬грева двигателя при пуске. Термостат (двигатели ГАЗ-51, 3м3-53 и 66, ЗИЛ-164А) состоит из гофрированного латунного ци¬линдра, в котором имеется неболь¬шое количество легко испаряющей¬ся жидкости (70% этилового спирта и 30% воды), корпуса и клапана. Когда температура охлаждающей жидкости в системе ниже 75° С, клапан термостата закрыт и жидкость циркулирует по перепускному каналу, минуя радиатор. При повышении температуры жидкость в гофрированном цилиндре испаряется, под действием возрастающего давления ее паров цилиндр удлиняется и открывает клапан, позволяя жидкости циркулировать через радиатор. В системе охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен термо-стат с твердым наполнителем (рис. 18), состоящим из смеси перезина с медным порошком. Наполнитель помещен в медном баллоне У, закрытом резиновой диафрагмой 5, упирающейся в резиьовый буфер 11. Сверху буфера установлен шток 5, со-единенный с рычагом 8 клапана 6, который при помощи пру-жины 9 удерживается в закрытом положении. При этом цир-куляция жидкости в системе охлаждения будет происходить через рубашку охлаждения компрессора, минуя радиатор. Ког-да температура охлаждающей жидкости повысится до 70° С, наполнитель в баллоне начинает плавиться и, расширяясь, поднимает диафрагму вверх. Давление диафрагмы через буфер и шток передается на рычаг, который открывает клапан термо-стата. При этом охлаждающая жидкость начнет циркулировать по большому кругу через радиатор. Контроль за температурой охлаждаю¬щей жидкости осуще-ствляется при помощи указателя температу¬ры, расположенного на щитке приборов, и сиг¬нальной лампой, уп¬равляемых с помощью датчиков, установлен¬ных соответственно в головке цилиндров и в верхнем бачке радиа¬тора. Спускные краники служат для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Один кра¬ник расположен нй нижнем патрубке ра¬диатора, другой -г на блоке цилиндров с ле¬вой стороны (двига¬тели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 А). На У-образных двигателях три спу¬скных краника. Они установлены: один на нижнем патрубке радиатора и два на правой и левой .стенках блока цилиндров.