РУЧНОЙ ТОРМОЗ Ручной тормоз служит для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на подъемах и уклонах. Пользоваться этим тормозом во время движения рекомендуется только в случае внезапного прекращения действия ножного тормоза. Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 центральный (трансмиссионный), барабанного типа, с механическим приводом, он расположен на ведомом валу ко¬робки передач. Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 расположен на раздаточной коробке. Работа центрального тормоза заключается в том, что под действием рычага разжимное приспособление прижимает ко¬лодки к барабану и-затормаживает механизмы трансмиссии, а следовательно, и ведущие колеса автомобиля. Устройство ручного центрального тормоза автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-бЗА.. Внутри тормозного барабана на опорном диске находятся две колодки. Верхней опорой колодок служит разжимное уст¬ройство, состоящее из толкателей со скосами и приводного што¬ка с двумя шариками. Нижняя опора образована двумя опор¬ными стержнями, между которыми находится конический пла¬вающий сухарь; положение сухаря фиксируется регулировочным болтом. К своим опорам колодки прижимаются пружинами, из которых две красные пружины левой (по ходу автомобиля) ко¬лодки более слабые в сравнении с двумя черными пружинами правой колодки. При переводе рычага ручного тормоза в рабочее положение соединенная с ним тяга поворачивает вокруг оси приводной ры¬чаг. При этом усилие от рычага передается через разжимный шток на шарики, которые, скользя по скосам толкателей, при¬жимают к тормозному барабану сначала левую колодку 11 со слабыми пружинами. Сила трения заставляет эту колодку не- только смещаться по ходу вращения тормозного барабана, следствие этого сила, с которой левая колодка давит на сухарь, Предается правой колодке 8, давление на барабан которой посылается.