Рулевой механизм служит для передачи усилия от рулевого колеса на рулевой привод и уменьшения усилия, необходимого для поворота автомобиля. У автомобилей ГАЗ-51А, ГАЗ-бЗ, ГАЗ- 53А, ГАЗ-66 он состоит из рулевого колёса, рулевого вала, рулевой колонки, картера с рулевой передачей, состоящей из глобои¬дального червяка, ролика и вала рулевой сошки. На рис. 124 показана схема устройства рулевого.механизма автомобиля ГАЗ-51А. На нижний конец трубчатого рулевого вала напрессован глобоидальный червяк, опорами которого служат два роликовых конических подшипника. На верхнем конце вала установлено ру¬левое колесо. С червяком находится в зацеплении двухгребне- вый ролик, вращающийся на оси на шариковых подшипниках; ролик установлен в вырезе вала, соединенного посредством мел¬ких шлиц с рулевой сошкой. Вал рулевой сошки опирается на бронзовую втулку и роликовый подшипник. Рулевой механизм помещают в картере с тремя крышками; посредством фланца картер крепится к лонжерону рамы, а ко¬жух рулевого вала зажимается в кронштейне, установленном в передней части автомобиля. Через отверстие с пробкой картер заполняется маслом. В месте выхода из картера вала рулевой сошки установлен сальник и уплотнительное войлочное кольцо. Второй сальник находится между рулевым валом и рулевой колонкой. Регулировку механизма автомобиля ГАЗ-51А нужно произ-водить следующим образом: — отъединить рулевую сошку от продольной рулевой тяги, отвернуть гайку крепления сошки и снять сошку; подставить под картер рулевого механизма противень, вывернуть болты, снять боковую крышку и вывести ролик из зацепления с червя¬ком; отъединить провод сигнала, вывернуть болты, снять ниж¬нюю крышку, удалить одну-две регулировочные прокладки, при-соединить провод и привернуть крышку. При правильной регу-лировке рулевое колесо должно легко поворачиваться от одного крайнего положения до другого и не иметь осевого люфта; — поставить на место боковую крышку, одновременно введя ролик в зацепление с червяком, и плотно затянуть болты креп¬ления крышки; отвернуть колпачковую контргайку регулировоч¬ного винта и снять фасонную шайбу. Торцовым ключом повер¬нуть регулировочный винт боковой крышки до отказа, а затем
отвернуть его на оборота, поставить фасонную шайбу и за-вернуть колпачковую контргайку; — поставить на место сошку и закрепить ее; — залить масло в картер рулевого механизма. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А по устройству ана-логичен рулевому механизму автомобиля .ГАЗ-51А. В рулевом механизме применен глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-бб в основном та¬кой же, но вал рулевого колеса составной. Он состоит из верх¬него рулевого вала и промежуточного вала, соединенных между собой и с валом рулевого механизма при помощи карданных шарниров. Верхний рулевой вал установлен в рулевой колонке на двух шариковых подшипниках. Рулевая колонка с помощью рычага и резиновых втулок шарнирно крепится к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Такая конструкция вала дает возможность, не снимая рулевого привода, откидывать кабину вперед при об-служивании двигателя автомобиля.