По общему устройству рулевой привод автомобиля ЗИЛ-164А аналогичен рулевому приводу автомобиля ГАЗ-51А (конструкция шарниров продольной рулевой тяги автомобиля ЗИЛ-164А показана на рис. 130, а, поперечной тяги — на рис. 130, б). На концы поперечной рулевой тяги навернуты наконечники, стянутые стопорными болтами. У правого наконечника — правая резьба, а у левого — левая, что позволяет путем вращения тяги изменять ее длину, не снимая с автомобиля. В цилиндрические гнезда наконечников тяги входят шаровые пальцы рычагов цапф. Головку пальца охватывают и удерживают в гнезде два сталь¬ных сухаря. Внутренняя сферическая поверхность сухарей эк¬сцентрична относительно наружной — цилиндрической. В отвер¬стия утолщенной части сухарей входят предварительно сведен¬ные концы пружины, которая, стремясь развернуться, вдвигает сухари между головкой пальца и внутренней цилиндрической поверхностью гнезда наконечника. Ось шарового пальца при этом смещается перпендикулярно тяги, что обеспечивает постоянную длину тяги при любых износах шаровых пальцев и сухарей. В гнездо наконечника ввертывается пробка с прорезью для шплинта. В месте выхода пальца из наконечника установлена войлочная шайба сальника с металлической обоймой. Шайба плотно охватывает палец и прижимается пружиной к наконечни¬ку тяги. Смазывается шарнир через масленку. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 имеет карданную передачу с промежуточным шлицевым валом, сое-диняющим вал рулевого колеса с ведущим валом рулевого меха-низма. Рулевой механизм объединен в одном агрегате с гидроуси-лителем (рис. 131). Картер рулевого механизма является одно-временно цилиндром гидроусилителя рулевого привода. В ци-линдре перемещается поршень-рейка, в котором укреплена «шариковая» гайка, получающая осевое перемещение при пово¬рачивании винта, сидящего на валу рулевого механизма. Винто¬вая нарезка гайки и винта выполнена в виде канавок полукруг- лого сечения, заполненных шариками, вследствие чего уменьша-ется тренье между винтом и гайкой. Вращательное движение ведущего вала рулевого механизма в паре винт-гайка преобразуется в поступательное движение гайки, которая передает это движение поршню-рейке. На ниж¬ней поверхности поршня-рейки имеются зубья, образующие рей¬ку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором, пред-ставляющим одно целое с валом сошки. В картере-цилиндре ру- левого механизма находятся спускная пробка с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, попадающих в масло. Насос гидроусилителя полностью (за исключением шкива и пружины перепускного клапана) унифицирован с насосом гидро¬усилителя автомобиля ГАЗ-66. В действие насос приводится клиновидным ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя. Золотниковое устройство, направляющее масло от насоса в верхнюю или в нижнюю полости цилиндра усилителя (в зависи¬мости от направления вращения рулевого колеса), помещено в крышке, прикрепленной сверху к картеру рулевого механизма. При движении автомобиля по прямой масло, поступающее от насоса в клапан управления, проходит через шариковый кла¬пан и возвращается по шлангу низкого давления в насос гидро¬усилителя. При повороте рулевого колеса создается сопротивле¬ние повороту управляемых колес и на винте рулевого механизма возникает осевое усиление, которое стремится переместить зо¬лотник, укрепленный на винте вправо или влево (в зависимости от усилия водителя). Золотник, перемещаясь, открывает доступ масла в ту или другую полость картера цилиндра гидроусили¬теля. Масло давит на поршень-рейку и тем самым облегчает по¬ворот колес автомобиля. При неисправности гидроусилителя рулевое управление мо¬жет работать только от усилия водителя, которое в таком слу¬чае должно быть повышено.