Сцепление служит для разобщения коленчатого вала дви-гателя от коробки передач, и, следовательно, от ведущих колес автомобиля. Это разобщение необходимо делать при переклю-чении передач, а также для плавного трогания с места и оста-новки автомобиля. В автомобилях ГАЗ и ЗИЛ применяют однодисковые фрик¬ционные сцепления, действие которых основано на использовании силы трения, возникающей между трущимися поверхностями — дисками. Диски разделяются на ведущие и ведомые. Ведущие диски вращаются вместе с маховиком, а ведомые — с ведущим валом коробки передач. Схема устройства сцепления показана на рис. 86. Ведущий 2 и нажимный 5 диски прижимаются пружинами 4 и передают крутящий момент ведомому диску 1 благодаря трению, возни-кающему между ними. Ведомый диск сцепления соединен с ве-дущим валом 7 коробки передач. Таким образом крутящий мо-мент передается на последующие механизмы трансмиссии авто- мобиля. Если муфтой 6 нажать на внутренние концы рычагов 8, то внешние концы рычагов отведут нажимный диск, сжимая пружины, расположенные между нажимным диском и кожу¬хом 3 сцепления. Ведомый диск освобождается, и крутящий мо¬мент на последующие механизмы передаваться не будет: сцеп¬ление выключено. Если усилие на муфту выключения сцепления прекратить, то пружины вновь при¬жмут диски и сцепление будет вклю¬чено. Плавность включения сцепления достигается за счет проскальзывания дисков в момент прижатия их друг к другу. При работе двигателя и включен- НОМ сцеплении маховик, ведущий и ве¬домый диски и ведущий вал коробки передач вращаются как одно целое. На рис. 87 показано устройство сцепления автомобиля ГАЗ-51А. К маховику привернут болтами кожух сцепления с тремя окнами для приливов ведущего нажимного дис¬ка 5. Между кожухом и нажимным диском установлено девять (на ГАЗ-БЗА — двенадцать) пружин, прижимающих нажимный диск к маховику. Со стороны нажимного диска пружины имеют теп-лоизоляционные прокладки, так как при работе детали сцепле-ния нагреваются из-за трения между ведущим и ведомым дис-ками (при значительном нагреве пружины могут, потерять свои упругие свойства). Ведомый диск выполнен из тонкого стального листа с про¬резями. Фрикционная накладка, обращенная к маховику, при¬клепана к стальному диску. Между другой фрикционной на¬кладкой и стальным диском установлено шесть пластинчатых волнистых пружин 13, обеспечивающих более плавное включе¬ние сцепления. Сцепление включают тремя рычагами, установленными на осях в кронштейнах 16, прикрепленных к кожуху 20. На внут-ренних концах рычагов имеются регулировочные болты 17. Внешние концы рычагов осями с игольчатыми подшипниками присоединяются к приливам нажимного диска. Они имеют спе-циальную лыску для ролика, который перекатывается по ней во время включения и выключения сцепления, так как рас¬стояние между осями рычагов в это время несколько изме¬няется. Муфта 7 выключения сцепления с упорным подшипником передвигается выключающей вилкой.
Нажимая на педаль сцепления, водитель через рычаг, тягу и вилку передает усилие на муфту 7. Упорный подшипник 9 муфты нажимает на головки регулировочных болтов 17 рыча-гов 6 выключения и поворачивает рычаги вокруг осей. Внешние концы рычагов отводят ведущий диск от ведомого диска, т. е. выключают сцепление. Ведомый диск освобождается, передача усилий от двигателя ведущему валу коробки передач прекра-щается. При отпускании педали вилка выключения сцепления, на-жимная муфта и упорный подшипник возвращаются в перво-начальное положение под действием пружин. Усилием нажим-ных пружин нажимный диск прижимает ведомый диск к махо-вику. Крутящий момент от двигателя передается ведущему валу коробки передач. Между рычагами выключения сцепления и упорным под-шипником муфты сцепления должен быть зазор величиной 3— 4 мм для того, чтобы подшипник не мог нажимать при выклю-ченном сцеплении на рычаги. Упорный подшипник сцепления смазывается при помощи колпачковой масленки, соединенной с муфтой гибким шлангом. Сцепление автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (рис. 88) также однодисковое. Между кожухом и нажимным диском установлено 16 пружин, обеспечивающих создание необходимого нажимного усилия для передачи крутящего момента на ведомый диск.