На ободе диска колеса монтируют пневматическую шину, которая предназначена для смягчения и поглощения толчков при езде по неровной дороге. а Шина грузового автомобиля состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Покрышка состоит из каркаса, бортов с сер-" дечниками, соединительной прослойки (подушечного слоя) и протектора с боковинами (рис. 120, б). Каркас покрышки является основной силовой частью шины и включает несколько слоев прорезиненной прочной ткани — корда. Количество слоев корда в каркасе зависит от типа и размера шины. В рабочей части каркаса, подверженной частым деформациям, между слоями корда проложены тонкие резино-вые прослойки, которые повышают эластичность каркаса и со-здают возможность некоторого относительного сдвига слоев кор¬да при работе покрышки. В бортовой части каркаса, предназначенной для крепления покрышки на ободе колеса, проложены проволочные кольца (сердечники). Сверху каркаса наложен подушечный слой — ре¬зинотканевая эластичная прослойка, а на него — протектор. Протектор — это толстая профилированная часть покрышки, со¬прикасающаяся с поверхностью дороги. Протектор в поперечном сечении имеет кривизну, рабочая часть его называется беговой дорожкой. Для лучшего сцепления с дорогой на беговой дорож¬ке выполнен рельефный рисунок. Камера автомобильной шины представляет собой полый замкнутый рукав, изготовленный из эластичной резины. Камера служит для удержания в шине воздуха. Камеру накачивают воз¬духом через закрепленный в ней вентиль. Размеры камеры не¬сколько меньше размеров внутренней полости покрышки. Это сделано для того, чтобы при монтаже шины избежать складок камеры. Вентиль камеры представляет собой клапан, предотвращаю¬щий обратный выход воздуха из камеры (см. рис. 120, а). Ободную ленту помещают в покрышке между камерой и ободом колеса. Она предохраняет камеру от повреждения об обод и препятствует защемлению камеры при монтаже колеса. На покрышках указывают: — размер в дюймах или в смешанной системе, например, 7,50—20 или 260—20. Первое число обозначает ширину профиля в дюймах или миллиметрах, а второе (через тире) — внутренний диаметр шины в дюймах, равный диаметру обода. Высота про¬филя накачанной покрышки условно принимается равной его ширине; — наименование или торговую марку завода-изготовителя; — год и месяц изготовления; — номер пркрышки. Например, в обозначении Б 10.63.09749 буква указывает со-кращенное наименование завода-изготовителя (Бакинский)-, пер¬вые две цифры (римские или арабские) —месяц'изготовления,
следующие две цифры — год выпуска, а все последующие со-ставляют серийный номер шины. Размеры колес, давления и нормы пробега шин изучаемых автомобилей даны в табл. 10. Для повышения проходимости автомобиля применяют бес¬камерные арочные шины. Они монтируются на дисковых ко¬лесах со съемными наружными бортовыми кольцами. Увеличен¬ная ширина профиля, низкое давление и специальный рисунок протектора обеспечивают более высокую силу тяги и проходи¬мость по грунту и в условиях бездорожья по сравнению с обыч¬ными шинами. Поэтому арочные шины находят применение на армейских автомобилях в сложных условиях эксплуатации. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШИН Стоянка ненагруженных автомобилей на шинах более деся¬ти дней не разрешается. В случае консервации автомобили дол¬жны быть поставлены на подставки, а давление воздуха в ши¬нах снижено. Регулярно при втором техническом обслуживании следует 'производить переста¬новку шин по схеме и их тща¬тельный осмотр. Эксплуатация по¬врежденных шин не допускается. Шины, имеющие механические повреждения, должны демонтироваться и на¬правляться в ремонт. Запрещается эксплуа¬тация шин с изношен¬ным рисунком -протек¬тора. Нельзя применять для мытья или протир¬ки шин керосин, бен¬зин или масло; без осо¬бой надобности не сле¬дует прибегать к резко-му торможению, . не разрешается перегру¬жать шины, груз нужно распределять по кузову равномерно и закреплять его так, чтобы он не перекатывался во время дви¬жения. Эксплуатация автомобиля с пониженным давлением в ши-нах вызывает ускоренный их износ и затрудняет управление автомобилем. Ш При ежедневном техническом обслуживании необходимо вы¬мыть колеса, осмотреть шины и удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе или между сдвоенными шинами. При первом техническом обслуживании нужно проверить состояние шин и давление воздуха в них и при необходимости подкачать воздух (результаты регистрируются в книге техоб¬служивания), удалить посторонние предметы, застрявшие в про¬текторе и между сдвоенными шинами. При втором техническом обслуживании, кроме выполнения работ ЕО и ТО-1, надо произвести отбор шин для ремонта и восстановления (с заменой) и перестановку колес в соответст¬вии со схемой.