Система зажигания служит для преобразования тока низ-кого напряжения в ток высокого напряжения и подвода его к свечам для зажигания рабочей смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Рабочая смесь в цилиндрах двигателя воспламеняется элек¬трической искрой, которая проскакивает- между электродами свечи зажигания. В связи с тем, что воздушный промежуток между электродами свечи оказывает большое сопротивление электрическому току, необходимо высокое напряжение тока, что¬бы вызвать искровой разряд. Кроме этого, искровые разряды в цилиндрах должны появляться при определенном положении поршней в цилиндрах и в определенной последовательности, в соответствии с установленным порядком работы цилиндров дви¬гателя. Выполнение этих требований обеспечивается системой бата¬рейного зажигания, состоящей из источников тока (аккумуля¬торная батарея, генератор), катушки зажигания, прерывателя- распределителя, конденсатора, свечей зажигания, выключателя (замка) зажигания, проводов низкого и высокого напряжения. Катушка зажигания (рис. 66) служит для преобразования 4рка низкого напряжения (поступающего от батареи или генератора) в ток высокого напряжения. Она состоит из сердеч-ника, на который наматываются вторичная и первичная обмот¬ки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом. Снаружи на корпусе катушки устанавливают дополнительное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой и уменьшающее ее нагрев при работе двигателя на малых оборотах. Работа катушки зажигания протекает следующим образом. Когда по первичной обмотке протекает ток низкого напряже¬ния, сердечник наматничивается и вокруг обмоток создается магнитное поле; при размыкании контактов прерывателя ток в первичной обмотке прекращается, магнитное поле исчезает и пересекает витки вторичной обмотки, в которой в это время индуктируется ток высокого напряжения, достигающий 15— 20 тыс. В. При этом происходит также пересечение магнитными линиями первичной обмотки; в которой индуктируется ток са-моиндукции напряжением до 300 В, и сердечника, в котором возбуждаются вихревые токи, вызывающие нагрев сердечника. Для уменьшения вихревых токов сердечник делают из отдель-ных тонких пластин, изолированных другг от друга окалиной. При работе двигателя на малых оборотах контакты преры-вателя находятся в замкнутом состоянии длительный период и ток в первичной цепи успевает достигнуть своего^ максимума. В результате этого дополнительное- сопротивление: нагревается, общее сопротивление первичной цепи увеличивается И: величина тока в ней снижается, что уменьшает напрев катушкш зажи¬гания; При увеличении числа оборотов коленчатого вала,двигате-ля время" замкнутого состояния контактов прерывателя умень-шается И: ток в первичной обмотке не успевает достигать мак-симальной величины; при этом температура дополнительного сопротивления падает и общее сопротивление- первичной, цепи снижается, вследствие чего ток в первичной цепи катушки не-сколько усиливается. Во время пуска двигателя стартером с по¬мощью включателя или тягового реле стартера дополнительное сопротивление закорачивается и ток в первичную цепь посту¬пает, минуя сопротивление; что обеспечивает достаточно высокое напряжение во вторичной цепи и легкий пуск двигателя. В табл. 9 дана^ характеристика обмоток катушки зажигания.