На двигателях ЗМЗ-бЗ и ЗИЛ-130 толкатели плунжерного типа, стальные с наплавкой специального чугуна на торце. Штан¬ги изготавливают из алюминиевого сплава (ЗМЗ-БЗ) или из стали (ЗИЛ-130) с закаленными стальными наконечниками. Клапаны служат для сообщения и разобщения впуск¬ных или выпускных каналов с цилиндрами. Впускные клапаны изготовляют из хромистой стали, а вы-пускные из жаропрочной стали — сильхрома. Выпускные кла-паны двигателя ЗИЛ-164А составные: головка из жаропрочной стали, а приваренный к ней стержень — из хромистой стали. Для лучшего наполнения цилиндра горючей смесью голов¬ку впускного клапана изготовляют большего диаметра, нежели выпускного. На конце стержня клапана делают кольцевую вы-тачку, в которую вставляют конусные сухари для крепления опорной тарелки клапанной пружины. Клапан устанавливают в чугунных или металлокерамических (двигатель ЗМЗ-бЗ) на-правляющих втулках, запрессованных в блок или головку ци-линдров. тт Для лучшего охлаждения стержень выпускного клапана Двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-БЗ имеет сверление, заполненное ^атрием, а тарелка клапана — жаропрочную наплавку посадоч¬ной фаски. Для повышения срока службы выпускные клапаны ЗИЛ-130 принудительно поворачиваются специальным меха¬низмом. | Скорость вращения клапана 30 об/мин при 3200 об/мин коленчатого вала. Механизм поворота клапана состоит из неподвижного кор-пуса 4 (рис. 9, а), шариков 5 с возвратными пружинами 12, расположенными в наклонных канавках корпуса, конической дисковой пружины 11, опорной шайбы 6, которая воспринимает давление клапанной пружины, и замочных колец 3 и 7. Весь ме¬ханизм установлен в специальном углублении, головки цилин¬дров — на направляющей втулке клапана. Опорная шайба и ди¬сковая пружина свободно .надеты на корпусе, и При закрытом клапане давление клапанной пружины 8 че¬рез опорную шайбу передается на наружную кромку дисковой чпружины (рис. 9, б), которая своей внутренней кромкой опира¬ется на заплечик корпуса. В это время пружины отжимают ша¬рики в крайнее положение. При открытии клапана давление клапанной пружины возрастает и коническая дисковая пружина начнет выпрямляться и поворачиваться вокруг шариков 5. В это время давление пружины передается на шарики (рис. 9, в), ко¬торые, перекатываясь по наклонным канавкам, поворачивают .дисковую пружину и опорную шайбу 6, а вместе с ними клапанную пружину и клапан. Во время закрытия4 клапана давление клапанной пружины уменьшается, а дисковая пружина прекращает нажим на шарики и последние под дей¬ствием пружин возвращаются в исходное положение. По¬сле этого механизм снова готов к последующему повороту клапана.