Топливный насос диафрагменного типа служит для подачи топлива из топливного бака в карбюратор под избыточным давлением. Корпус насоса, состоящий из верхней и нижней час¬тей, отливают из цинкового сплава. Между половинками кор-пуса устанавливают диафрагму, средняя часть которой соеди-нена со штоком. Другим (нижним) концом шток связан с ко-ленчатым рычагом, укрепляемым на оси. Под диафрагмой на шток надевают' уплотнитель и пружину. В верхней части корпуса (крышке насоса) помещены впуск¬ной и выпускной клапаны с пружинами и сетчатый фильтр. Сверху на корпус устанавливают стеклянный стакан отстойника (автомобиль ГАЗ-51) с пробковой уплотняющей прокладкой и закрепляют скобой с гайкой/ В топливном насосе автомобилей ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 имеются два впускных и один выпускной клапаны, а отстойник расположен непосредственно в верхней крышке. В настоящее время выпускаются насосы большой производительности, имеющие по три впускных и вы-пускных клапана. Привод насос получает от эксцентрика, имеющегося на рас¬пределительном валу, непосредственно через двуплечий рычаг
насоса (ГАЗ-51А, ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-164А) или через толкающую штангу (ЗИЛ-130). В корпусе насоса установлен также спе¬циальный рычаг для ручной подкачки. Когда эксцентрик набегает выступающей частью на тол¬кающую штангу, последняя нажимает на двуплечий рычаг, который отклоняется и оттягивает вниз шток, а вместе с ним, и диафрагму (рис. 46). При этом над диафрагмой создается разрежение, а в связи с тем, что в топливном баке давление атмосферное, то под действием разности давлений топливо бу< дет поступать из бака по топливопроводу в отстойник и далее через сетчатый фильтр и впускные клапаны в полость над диа¬фрагмой. Когда выступ эксцентрика пройдет штангу, то под действием пружины шток с диафрагмой поднимается вверх, соз¬дается избыточное давление топлива (0,17—0,23 кг/см2); под действием которого впускные клапаны закрываются, а выпуск¬ной открывается, и топливо подается по топливопроводу в по¬плавковую камеру карбюратора (рис. 47). Когда уровень топлива в поплавковой камере карбюратора достигнет нормальной величины и игольчатый клапан закроется, топливный насос будет работать вхолостую, так как пружин установленная под диафрагмой, не в состоянии поднять ее кверху, чтобы открыть игольчатый клапан поплавковой камеры, который прижимается к седлу с силой 0,3—0,35 кг/см2. В это время двуплечий рычаг качается на своей оси свободно (холо¬стой ход).