Тормозной кран служит для управления пневмати¬ческим приводом колесных тормозов. Тормозной кран на авто¬мобилях ЗИЛ-164А и ЗИЛ-1Э0Д (самосвал) установлен одинарный, а на ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 —комбинированный. Комбиниро¬ванные краны устанавливают на тех моделях автомобилей, которые предназначены для работы с прицепами или полу¬прицепами. Устройство одинарного тормозного крана приведено на рис. 141. В корпусе с крышкой на оси помещен рычаг крана. Верхний конец рычага соединен тягой с педалью тормоза. Вели-чина свободного хода рычага регулируется болтом с контргай-кой. При торможении нижний конец рычага давит на пятку ста-кана, внутри которого помещена предварительно сжатая урав-новешивающая пружина. В шайбу пружины упирается своей ко¬нической частью седло выпускного клапана. В месте соединения
крышки тормозного крана и корпуса установлена диафрагма, разделяющая полости корпуса крана и его крышки. Для удер-жания диафрагмы и седла выпускного клапана в крайнем левом положении служит возвратная пружина. Впускной и выпускной клапаны закреплены на одном стержне и удерживаются в крайнем левом положении конической пружиной. Крышка имеет два отверстия, к которым присоединяются трубопроводы, идущие к воздушным баллонам и тормозным ка¬мерам колес, а корпус — отверстие для выпуска воздуха из тормозных камер в атмосферу. Это отверстие для предохранения от попадания грязи закрывается резиновым клапаном, закрепленным винтами.
Комбинированный тормозной кран состоит из двух камер — нижней и верхней. Механизм нижней камеры служит для управления автомобилем-тягачом, а механизм верхней — для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В • верхней камере вместо стакана уравновешивающей пружины установлен шток. Привод комбинированного крана осуществля¬ется через тррмозную тягу на большой и малый рычаги.