В систему смазки входят: маслоналивная горловина, под¬дон картера, масляный насос с маслоприемником, фильтры грубой и тонкой очистки, масляный радиатор, трубопроводы, ка¬налы, указатель давления масла, маслоизверительный стержень и устройство для вентиляции картера. В двигателях применяют комбинированную систему смаз¬ки, при которой наиболее нагруженные детали (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распреде¬лительного вала, распределительные шестерни и оси коромысел клапанов) смазываются под давлением, а остальные детали— разбрызгиванием и самотеком. Двигатель ГАЗ-51. При работе двигателя масло из поддона через маслоприемник засасывается шестеренчатым масляным насосом и под давлением по маслопроводу подается в фильтр грубой очистки, откуда поступает в главную магистраль, выпол¬ненную в виде сверления вдоль блока, и частично в фильтр тон¬кой очистки, где очищается и по трубке стекает обратно в картер. Из главной магистрали поток масла по сверлениям в стенках блока подается к коренным подшипникам коленчатого вала и к подшипникам распределительного вала. От коренных под-шипников по сверлениям в коленчатом валу масло направляется к шатунным подшипникам. За каждый оборот совпадают отвер-стия в шейках коленчатого вала с отверстиями нижних головок шатунов, и масло сильной струей выпрыскивается на кулачки и тарелки толкателей. На распределительные шестерни масло подается пульсирующей струей по трубке от переднего подшип-ника распределительного вала. При вращении коленчатого вала масло, выдавливающееся из зазоров коренных и шатунных подшипников, разбрызгивает¬ся и образует масляный туман, которым смазываются стенки цилиндров, поршни, поршнев"ые кольца, поршневые пальцы и стержни клапанов. Стержни толкателей смазываются самотеком из специальных карманов клапанной коробки по ка налам. После смазки трущихся поверхностей масло стекает в под¬дон картера, снова засасывается насосом и таким образом осу¬ществляется непрерывная циркуляция масла.
При работе автомобиля в тяжелых дорожных, условиях и при температуре окружающего воздуха свыше 20° С откры¬вают специальный кран, и часть масла от насоса подается в маоч ляный радиатор для охлаж¬дения. Охлажденное масло стекает обратно в поддон картера.