Забор масла из картера осуществляется через плавающий маслоцриемник (ГАЗ-51) или через неподвижный маслоприем- ник (ЗИЛ-164А, ЭЭДЗ-53, ЗИЛЛЗО). Масляный насос (рис. 22, а) двигателей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А шестеренчатого типа состоит из корпуса, в котором помещены две шестерни: ведомая, установленная свободно на оси, и веду¬щая, закрепленная шпонкой на конце вала насоса. На другом конце вала, на шпильке, закрепляется приводная шестерня, за¬цепляющаяся с винтовой шестерней распределительного вала. Снизу корпус насоса закрывают крышкой, в которой помещен редукционный клалан. При вращении шестерен они своими зубьями захватывают масло и гонят его по стенкам корпуса к выходному отверстию . При повышении давления масла в магистрали более 4 кг/см2 отжимается редукционный клапан и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса обратно во вса¬сывающую полость, чем и предупреждается даль¬нейшее повышение дав¬ления (рис. 22, в). На двигателях ЗЛ13-53 и ЗИЛ-130 устанавливается шестеренча¬тый двухсекционный мас¬ляный насос (рис. 23). Верхняя секция подает масло в главную магист¬раль, а нижняя — в фильтр центробежной очистки (двигатель ЗМЗ-53). Редукционный клапан верхней секции помещен в передней час¬ти блока с правой сто¬роны, а нижней секции —1 в корпусе насоса. В двигателе ЗИЛ-130 верхняя секция насоса подает масло в главную магистраль и в фильтр центробежной очистки масла, а от нижней сек¬ции масло поступает че¬рез игольчатый кран в масляный радиатор. Фильтр грубой очист¬ки масла двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-164А и зил -130 пластинчато-ще¬левого типа служит для очистки масла от крупных механических частиц и включается в главную магистраль последова¬тельно. При этом через него проходит все масло, подаваемое насосом в главную магистраль. Фильтрующий элемент этого фильтра состоит из фильт¬рующих и промежуточных пластин, установленных на централь¬ном валике, и стержня с очищающими пластинками, входящими в зазор между фильтрующими пластинами. Зазор между фильтрующими пластинами равен 0,07—0,08 мм, и все твердые час¬тицы более этого размера задерживаются. Для поворота цент¬рального валика для прочистки зазоров имеется рукоятка. В корпусе фильтра помещен перепускной клапан, перепускаю- щий неочищенное масло в главную магистраль в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента.