Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова. Двигатель служит источником механической энергии, при¬водящей автомобиль в движение. Он состоит из кривошипно- шатунного и газораспределительного механизмов, систем охлаж¬дения, питания и зажигания. Шасси состоит из трансмиссии а, ходовой части б, механиз¬мов управления в и дополнительного оборудования. В трансмиссию автомобиля входят: сцепление, коробка пе¬редач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление 3 служит для разобщения коленчатого вала двигателя с коробкой передач и, следовательно, с ведущими ко-лесами автомобиля. Это необходимо делать при переключении передач, для плавного трогания с места и остановки автомо-биля. Коробка передач 4 дает возможность при одной и той же мощности двигателя изменять тяговую силу на веду¬щих колесах путем зацепления шестерен различного диаметра, а также обеспечивает получение заднего хода и возможность работы двиг
... Читать дальше »
Автомобили по своему назначению разделяются на три основные группы: транспортные, специальные и гоночные. Т р а н с портные автомобили предназначены для пере¬возки .грузов и пассажиров. уЦрв перевозки грузов применяются грузовые и грузо-пас- сая£«|йкие автомобили; на последних можно перевозить грузы и пщежиров. лрйя перевозки пассажиров используются легковые авто-> мо&рш и автобусы с разным числом пассажирских мест. Грузовые и пассажирские автомобили с кузовами, приспо- соб^нными для определенных грузов или для перевозки людей в особых условиях, называются специализированными. К ним относятся, например, автомобили-самосвалы, цистерны, цемен¬товозы, муковозы, панелевозы, лесовозы, металловозы, автомо¬били скорой медицинской помощи и т. п. ::С п ец и а л ь н ы е автомобили предназначены для выпол-нения с помощью установленных на них механизмов и устройств различных нетранспортных работ. К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные автомобили,
... Читать дальше »
На автомобилях в качестве дополнительного оборудования устанавливают пусковой подогреватель, обеспечивающий быст¬рый прогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя при низкой температуре окружающего воздуха. Подогреватель состоит из. котла, топливного бач¬ка, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном, электровентилятора, пульта управления, направляющего лотка, воронки и трубопроводов. Котел постоянно соединен с системой охлаждения двигателя. В камеру сгорания котла топливо в г. Горьком (ГАЗ)' начинается период бурного развития автомобилестроени* в СССР. К 1941 г. Советский Союз уже создал мощную автомобильную промышленность, которая в годы Великой Отечественной войны сыграл огромную роль в обеспечении нужд фронта и тыла автомобильным транс портом. Новый подъем автомобильной промышленности в СССР наступил послі Великой Отечественной войны, когда были построены Уральский, Минский Кутаисский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский, Моск
... Читать дальше »
Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется при помощи указателя температуры, расположенного на щитке приборов, и сигнальной лампой, уп¬равляемых с помощью датчиков, установлен¬ных соответственно в головке цилиндров и в верхнем бачке радиа¬тора. Спускные краники служат для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Один кра¬ник расположен нй нижнем патрубке радиатора, другой -г на блоке цилиндров с ле¬вой стороны (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 А). На У-образных двигателях три спускных краника. Они установлены: один на нижнем патрубке радиатора и два на правой и левой .стенках блока цилиндров.
При вращении крыльчатки насоса охлаждающаяся жидкость иод действием центробежной силы поступает из нижнего бачка радиатора к центру корпуса насоса и отбрасывается к его вентилятор в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения. Муфта состоит из электромагнита, вращающе¬гося вместе со шкивом привода ступицы водяного насоса, и сту¬пицы вентилятора, соединенной при помощи пластинчатой пружины с якорем электромагнита и свободно вращающейся на двух шариковых подшипниках. Обмотка электромагнита включена в электрическую сеть через тепловое реле, установленное в верхней части радиатора. Когда температура жидкости в радиаторе достигает 88° С, контакты теплового реле замыкаются и ток пойдет в обмотку электромагнита. При этом под действием магнитного поля якорь притягивается к электромагниту, чем обеспечивается вращение ступицы вентилятора. После снижения температуры жидкости в радиаторе до 80° С контакты теплового реле размыкаются, ток в обмотке электромаг
... Читать дальше »
Сердцевина радиатора трубчатая и состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний бачки. На трубки нанизывают латунные пластины для увеличения охлаждающей поверхности. Непосредственного сообщения с атмосферой радиатор не - имеет, оно осуществляется через клапаны пробки радиатора. При таком устройстве пробки радиатора система ох- I: лаждения называется закрытой. Паровой клапан пробки открывается при повышении дав¬ления в системе охлаждения до 1,25—1,55 кг/см2 (у ЗИЛ-130 до 2 кг/см2), что соответствует температуре кипения воды 108— 110° С (у ЗИЛ-130 около 119°), при этом часть паров жидкости К' выходит из радиатора через пароотводную трубку. Воздушный клапан пробки открывается при понижении дав¬ления в системе до 0,85—0,90 кг/см2. При этом через пароот- | водную трубку в радиатор входит атмосферный воздух, что предупреждает смятие трубок радиатора от дальнейшего пони- жения давления, вызываемого конденсацией паров жидкости при остывании
... Читать дальше »
Сердцевина радиатора трубчатая и состоит из нескольких рядов плоских трубок, впаянных концами в верхний и нижний бачки. На трубки нанизывают латунные пластины для увеличе¬ния охлаждающей поверхности. Непосредственного сообщения с атмосферой радиатор не - имеет, оно осуществляется через клапаны пробки радиатора. При таком устройстве пробки радиатора система ох- I: лаждения называется закрытой. Паровой клапан пробки открывается при повышении дав¬ления в системе охлаждения до 1,25—1,55 кг/см2 (у ЗИЛ-130 до 2 кг/см2), что соответствует температуре кипения воды 108— 110° С (у ЗИЛ-130 около 119°), при этом часть паров жидкости К' выходит из радиатора через пароотводную трубку. Воздушный клапан пробки открывается при понижении дав¬ления в системе до 0,85—0,90 кг/см2. При этом через пароот- | водную трубку в радиатор входит атмосферный воздух, что предупреждает смятие трубок радиатора от дальнейшего пони- жения давления, вызываемого конденсацией паров жидкости при остывани
... Читать дальше »
При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя, как уже известно, развивается температура до 2500° С, вызывающая сильный дагрев и расширение деталей, отчего может проис¬ходить усиленный износ и даже заедание сопряженных деталей. Для отвода излишнего тепла и поддержания температуры дви- Йтеля в пределах 85—90° шужит система охлаждения. На отечественных автомобилях (кроме автомобиля «Запо-рожец») применяется жидкостная, герметически закрытая си¬стема охлаждения с принудительной циркуляцией при помощи центробежного насоса. УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ В систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока И головки цилиндров, радиатор, патрубки, шланги, водяной на¬сос, термостат, водораспределительная труба (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164), вентилятор, жалюзи, указатель температуры воды с датчиком, спускные краники Система охлаждения работает следующим образом. После пуска двигателя, когда клапан термостата закрыт, охлаждаю¬щая жидкость циркулирует по малому круг
... Читать дальше »
Раннее открытие и позднее закрытие впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра горючей смесью. Выпускной клапан открывается в конце такта рабочего хода за 47—57° до н. м. т., что позволяет отработавшим газам начать выходить из цилиндра раньше под собственным избыточным давлением. Выпускной клапан закрывается в начале такта впус¬ка за 13—39° после в.. м. т., что обеспечивает лучшую очистку /цилиндра, так как отработавшие газы в это время будут про¬должать выходить по инерции. К. Угол поворота коленчатого вала, на протяжении которого ]оба клапана в цилиндре открыты, называется перекрытием кла- ранов, величина перекрытия достигает 22—63°. Для равномерной работы многоцилиндрового двигателя ра* ючие ходы (вспышки) и другие такты в разных цилиндрах Должны чередоваться через равный угол поворота коленчатого
ала и в определенной для данного двигателя последователь¬ности. Эта последовательность называется порядком р а - |от ы цилиндров двигателя.
... Читать дальше »
Седла клапанов изготовляют из жаропрочного анти-коррозийного чугуна и запрессовывают в гнезда блока или го-ловки цилиндров. Рабочая фаска седла клапана имеет угол 45°. Седла впускных клапанов двигателей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 имеют фаску под углом 30°. Пружины клапанов служат для плотного прижатия клапанов к своим седлам. Пружина одним концом упирается в блок или головку цилиндров, другим — в опорную шайбу, укрепленную на конце стержня клапана с помощью конусных Сухарей. Тепловой зазор между стержнем клапана и болтом толкателя или носком коромысла устанавливают для обеспече¬ния плотного прилегания тарелки клапана к седлу, когда общая Длина клапана увеличивается вследствие значительного его на¬грева при работе двигателя. Величины тепловых зазоров.
Регулировка теплового зазора осуществляется регулировоч¬ным болтом толкателя или регулировочным винтом коромысла на холодном двигателе. Чтобы получить от двигателя макси¬мальную мощность, необходимо обеспе¬чить хорошую очи
... Читать дальше »