Управление раздаточной коробкой осуществляется из каби¬ны двумя рычагами. Один из них служит для переключения пе¬редач в раздаточной коробке, другой — для включения передне¬го моста. Подвижная шестерня ведущего вала передвигается рычагом так же, как и шестерня коробки передач, с предварительным выключением сцепления. Передний ведущий мост при движении можно включать, не выключая сцепления. Передний мост включается не' только на труднопроходи-мых участках пути (грязь, глубокий снег или песок), но и на скользкой дороге, когда его включение увеличивает устойчи-
вость автомобиля. При переходе в раздаточной коробке на низ-шую передачу включение переднего моста обязательно во. избе¬жание перегрузки большим крутящим моментом заднего моста и карданной передачи. Во время движения по хорошим дорогам передний мост следует выключать для уменьшения износа его деталей, снижения расхода горючего и увеличения срока служ¬бы шин. Для предотвращения перегрузки карданной передачи и ве-дущ
... Читать дальше »
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 установ-лена за коробкой передач. При ее помощи осуществляется пе-редача крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам автомобиля. Кроме того, в необходимых случаях при помощи раздаточной коробки может быть увеличен крутящий момент, подводимый к ведущим колесам. Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и понижающую. Ведущий вал раздаточной коробки соединен через фланец карданной передачи с ведомым валом коробки передач. Он ус-тановлен в двух подшипниках: шариковом, находящемся в крыш¬ке картера, и роликовом, смонтированном в выточке вала при¬вода заднего моста. На шлицах ведущего вала находится по¬движная шестерня (каретка). Вал с шестерней привода заднего моста смонтирован в двух шариковых подшипниках, на его шлицах гайкой закреплен фла-нец, соединяющийся с карданным валом. На средней части вала установлена ведущая шестерня привода спидометра. Промежуточный вал установлен в двух шариковых подшип¬никах. На шлицах промежуточн
... Читать дальше »
На автомобилях ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 установлена коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода. Ведущий вал коробки установлен на двух шариковых под-шипниках. Передний подшипник находится в гнезде фланца коленчатого вала двигателя, задний — в гнезде передней части картера. Ведомый вал коробки опирается одним концом на ролико-вый подшипник, помещенный в выточке ведущего вала, а другим концом на подшипник, установленный в картере коробки. Промежуточный вал также установлен на двух подшипни-ках: передний — роликовый (ролики подшипника работают по шейке вала), задний — шариковый. Блок шестерен заднего хода вращается на неподвижной оси на двух подшипниках. Шестерни постоянного зацепления и шестерни второй, тре¬тьей и четвертой передач имеют косые зубья, а остальные шес¬терни — первой передачи и заднего хода — прямые зубья. Пятая передача прямая, т. е. при ее включении число обо-ротов ведомого вала коробки равно числу оборотов коленчатог
... Читать дальше »
На автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-БЗА устанавливают короб¬ку передач, имеющую четыре передачи переднего хода и задний ход (рис. 93). Картер коробки передач литой, чугунный и кре¬пится на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцеп¬ления. Ведущий вал опирается на шариковый подшипник, установ¬ленный в передней стенке картера, и подшипник, находящийся в гнезде заднего торца коленчатого вала. Ведомый вал вращается на двух подшипниках: роликовом, расположенном в торце ведущего вала, и шариковом, помещен¬ном в задней стенке картера коробки. На шлицах ведомого вала установлены блок скользящих шестерен (каретка) первой и вто¬рой передач и каретка третьей и четвертой передач. На ведомом валу находятся также ведущая шестерня привода спидометра и фланец, к которому крепятся барабан ручного тормоза и вил¬ка промежуточного карданного вала. Блок шестерен промежуточного вала, состоящий из четырех шестерен, вращается на цилиндрических роликовых подшипни-
При включении передачи для движения вперед вращение от шестерни ведущего вала передается большой шес¬терне промежуточного вала, а затем от следующей шестерни промежуточного вала шестерне ведомого вала. Таким образом, в данном случае в передаче вращения от ведущего вала ведо¬мому участвуют пары шестерен. Благодаря выбранному соот¬ношению чисел зубьев этих шестерен скорость вращения ведо¬мого вала меньше, но зато крутящий момент на нем больше, чем у ведущего вала. Если изменить соотношение размеров и чисел зубьев второй пары шестерен, соответственно изменится и соотношение скоростей вращения и крутящих моментов веду¬щего и ведомого валов (передаточное отношение между ва¬лами). Введя между шестернями промежуточного и ведомого ва¬лов еще одну промежуточную шестерню (рис. 92, б) у можно изменить направление вращения ведомого вала (получить зад¬ний ход). Когда шестерни ведомого вала выведены из зацепления с шестернями промежуточного вала и шестерней заднего хода, коробка передач находи
... Читать дальше »
Коробка передач дает возможность при одной и той же мощности двигателя изменять тяговую силу на ведущих колесах путем зацепления шестерен различного диаметра, а также обеспечивает получение заднего хода и возможность работы двигателя при стоящем автомобиле.
Техническое обслуживание сцепления и его привода заключается в систематической проверке и регулировке. При ежедневном обслуживании нужно проверить свобод¬ный ход педали и действие сцепления: полное выключение, плавное, без рывков включение и отсутствие пробуксовки. При первом и втором техническом обслуживаниях, помимо выполнения работ ЕО, следует проверить состояние оттяжной пружины педали сцепления. У автомобилей ГАЗ поворотом кол- пачковой масленки надо добавить смазку в упорный подшип-ник, смазать также валик рычага привода сцепления. Если нужно, то производят соответствующие регулировки.
Нормальная работа сцепления существенно влияет на условия работы трансмиссии автомобиля. В процессе эксплуа¬тации наиболее час- , ___ тые неисправности ключить сцепление и поочередно включать передачи. Если включение передач сопровождается шу-мом, значит, сцепле¬ние полностью не выключается («ведет»); — при работаю¬щем двигателе затя- нуть ручной тормоз. Если двигатель заглохнет, сцепление исправно, если будет продолжать работать — неисправно (пробуксовывает). Пробуксовывание сцепления. Основными причинами пробук-совывания сцепления могут быть отсутствие свободного хода пе¬дали сцепления, замасливание и износ фрикционных накладок диска. Для проверки величины свободного хода педали необходи¬мо установить линейку с делениями, как указано на рис. 91. Нажимая на педаль сцепления рукой до момента упора упорного подшипника (почувствуется резкое увеличение сопро¬тивления движению педали), заметить показания на линейке от начала нажатия. Для регулировки свободного хода педа
... Читать дальше »
На автомобилях ГАЗ-51 А, ГАЗ-БЗА, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 применен механиче¬ский привод сцепле¬ния (рис. 89). Пе¬даль сцепления уста¬новлена на крон¬штейне, закреплен¬ном на раме. Тяга привода связывает педаль с рычагом вилки выключения сцепления. Измене¬нием длины тяги ре-гулируется свобод¬ный ход педали.
Свободный ход педали сцепления у автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-бЗА должен быть в пределах 30—45 мм, у автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в пределах 35—50 мм. Сцепление автомобиля ГАЗ-66 (рис. 90) имеет гидравличе-ский привод. Он состоит из подвесной педали, тяги, рычага привода, главного цилиндра, рабочего цилиндра и трубопрово-дов. Вместе с педалью тормоза все это составляет отдельный блок, который крепится на кронштейне к кабине. Педаль сцеп-ления подвешена на оси на пластмассовой втулке, не требующей смазки. Свободный ход педали в гидравлическом приводе зависит от величины зазора между штоком и днищем поршня главного цилиндра при отпущенной педали сцепления и от величины
... Читать дальше »
Выключающее устройство состоит из четырех рычагов, соединенных пальцами с нажимным диском и вильчатыми крон¬штейнами кожуха 6. Точками опоры кронштейнов рычагов на кожухе служат специальные гайки со сферической поверхностью, навинченные на резьбовые концы вилок кронштейнов. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами, каждая из которых закреплена двумя болтами. Одной стороной пластины крепятся к кожуху сцепления, а другой — при помощи специ¬альных втулок к нажимному диску. Нажимный диск связан с кожухом сцепления упругими пластинами 5, которые благодаря своей гибкости обеспечивают возможность перемещения диска относительно кожуха в осевом направлении. Ведомый диск изготовлен из стали. С обеих его сторон приклепаны фрикционные накладки. Со своей ступицей ведомый диск соединен при помощи гасителя крутильных колебаний (демпфера). Гашение крутильных колебаний демпфером осу¬ществляется за счет трения между стальными пластинами и фрикционными накладками гасителя при повороте в
... Читать дальше »